В производственной кооперации участвуют десятки крупнейших предприятий машиностроения России и Беларуси

Предприятия автомобиле- и машиностроения России и Беларуси наладили выпуск отечественных компонентов для выпуска разнообразной техники. В производственных цепочках импортозамещения участвуют десятки крупнейших предприятий.

Автомобилестроение и тяжелое машиностроение в Союзном государстве сейчас развивается на основе взаимных поставок комплектующих и из России, и из Беларуси. В этой работе участвуют в общей сложности более 20 российских и более 50 белорусских предприятий. Особенно развита производственная кооперация в сельскохозяйственном и специальном машиностроении.

Россию в процессах промышленной интеграции представляют такие крупные компании как "Ростсельмаш", Череповецкий литейно-механический завод, "Пневмостроймашина", "Воронежсельмаш", "Волгаагромаш" и другие. С белорусской стороны - "БЕЛАЗ", "Гомсельмаш", Минский тракторный завод, Минский моторный завод, Минский завод шестерен и другие предприятия.

Примеры взаимовыгодного сотрудничества есть в различных секторах. Петербургский тракторный завод сотрудничает сразу с девятью белорусскими предприятиями. Партнеры из Беларуси поставляют различные узлы: двигатели, турбокомпрессоры, фары, датчики, приборные панели, топливные насосы, карданные валы, гидроцилиндры различной конфигурации, металлоконструкции и другое. Всего более 130 позиций.

Белорусский промышленный гигант "БЕЛАЗ" и российское предприятие транспортного машиностроения АО "Коломенский завод" (с 2005 г. входит в АО "Трансмашхолдинг") в рамках совместного импортозамещающего проекта с нуля разработали новый восьмицилиндровый комбинированный дизельный двигатель (дизель-генератор 16-36ДГ) для карьерных самосвалов БЕЛАЗ-75304 грузоподъемностью 220 тонн. В целом все запчасти и комплектующие для автомобилей БЕЛАЗ сейчас производят в России и Беларуси.

Флагманы машиностроения Союзного государства ОАО "МАЗ", "БЕЛАВТОМАЗ" и ПАО "КАМАЗ" работают над кооперационным проектом по освоению и применению унифицированных локализованных комплектующих для сборки автомобильной техники. Сейчас в разработке три основных направления: поставка российских комплектующих на "МАЗ" (прорабатываются раздаточные коробки, коробки передач), поставка белорусских комплектующих на "КАМАЗ" (прорабатываются различные типы мостов) и импортозамещение комплектующих и узлов из недружественных стран (прорабатываются пневмо- и гидроэлементы, тормозная система, компоненты двигателя, кабины и др.). Часть автокомпонентов уже введена в конструкторскую документацию, начаты серийные поставки.

ОАО "Минский автомобильный завод" и Уфимский трамвайно-троллейбусный завод работают в рамках соглашения о партнерстве, которое в том числе предполагает не только производство городского электрического транспорта, но и сервис, и дилерскую деятельность.

Еще одним направлением сотрудничества России и Беларуси в машиностроении стала работа по повышению экологичности тяжелой техники (переход на природный газ). В конце 2025 года 220-тонный карьерный самосвал на газе должен выпустить БЕЛАЗ. При этом к осени 2024 года в эксплуатации уже находилось 11 самосвалов с газопоршневыми двигателями грузоподъемностью 90 тонн. В первой половине 2025 года БЕЛАЗ планирует собрать карьерный 130-тонный самосвал, который будет использовать газодизельный двигатель.

Еще в 2023 году на площадке X Форума регионов России и Беларуси было подписано Соглашение о намерениях между "Газпром газомоторное топливо", "РариТЭК Инжиниринг", Минским тракторным заводом и "ТПК МТЗ-Татарстан" о совместной работе по внедрению газомоторного топлива. Среди перспективных направлений сотрудничества в рамках развития рынка газомоторного топлива - создание международных газомоторных коридоров с синхронизацией строительства метановых заправок на трассах М-1 "Беларусь" и Р-23 "Псков", расширение поставок сельскохозяйственной и карьерной техники на газомоторном топливе, спрос на которую продолжает расти.

Польза от такого перехода ощутима. Только снижение токсичных выбросов от сгорания топлива СПГ-метан в атмосферу в десять раз ниже норм выхлопов экологического стандарта Stage V. Существенная экономия и в стоимости заправки: затраты при использовании метана в качестве топлива в три разе меньше, чем при использовании дизеля.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться