Событие стало уникальным для всей Калининградской области. Дело в том, что добрую половину своих полотен (176 работ), которые Андрей Петрович написал за время кругосветок, автор передал в дар музею. Столь масштабная художественная выставка мастера здесь открывается впервые.
По словам самого художника, так он решил отблагодарить калининградцев за многолетнюю дружбу и поддержку. Еще во время первого кругосветного путешествия, которое прошло в 1995-1996 годах, Андрей Петрович сроднился со всем экипажем знаменитого парусника. Всего на борту в то время было 220 человек, в числе которых - калининградские курсанты, моряки и сотрудники Музея Мирового океана.
Такой большой и дружной компанией они преодолели более 42 тысяч морских миль, увидели 15 портов Европы, Южной Америки, Океании, Азии, Австралии и Африки. И все это великолепие нашло отражение в работах художника, главным героем которых стал "Крузенштерн" и его команда.
- Я могу считать себя по-настоящему счастливым человеком. На "Крузенштерне" прошли, пожалуй, мои лучшие творческие годы. До этого я никогда не ходил в море, а мои водные путешествия ограничивались речными походами по Волге с семьей. Поэтому такое плавание на знаменитом паруснике стало одновременно и приключением, и тяжелым испытанием, - поделился в беседе с корреспондентом Андрей Красильщиков.
По его словам, экипаж за время рейса столкнулся со многими трудностями. Одним из самых страшных событий стал 12-балльный шторм, в который барк попал, возвращаясь из Гонолулу в Токио 13 марта 1996 года. Тогда корабль оказался в центре морского ада: три ночи никто не спал и не ел, четыре паруса порвало в клочья, спасти их было невозможно. А в Токио тем временем должна была ждать правительственная делегация. В итоге капитан принял судьбоносное решение кардинально сменить курс, чтобы не дать судну перевернуться. "Крузенштерн" отнесло за 300 морских миль от намеченного порта прибытия, но в Токио все равно дошли вовремя.
Этот исторический момент лег в основу многих картин художника. Одна из самых значимых - это "Крузенштерн" в Тихом океане 13 марта 1996 года", написанная на холсте темперой. Увидеть произведение искусства также можно на выставке Музея Мирового океана.
Работать в кругосветном путешествии тоже было непросто. С написанием картин постоянно возникали сложности. То места не хватало, то шквалистый ветер безвозвратно уносил полотно в океан.
- Пожалуй, больше всего я страдал от нехватки времени. Завершить чистый холст нужно было за два-три часа, поэтому работа всегда была напряженная. Особенно в экзотических странах, где тебя всегда кусает непонятная мошкара, очень жарко и влажно. Помню, как на Таити внезапно хлынул тропический ливень и буквально смыл весь мой труд, - рассказал художник.
И таких историй - масса, но само путешествие менее значимым от этого не стало, ведь подобная возможность выпадает раз в жизни. В случае Красильщикова - два раза.
- Честно, я поражаюсь, как он решился на подобную авантюру еще и в 2005 году. Удивительный человек, очень чуткий, талантливый, тонко чувствующий окружающий мир и настоящий патриот, - поделилась мнением научный сотрудник Музея Мирового океана Ирина Бойкина. - Я прошла с ним весь путь во время первого кругосветного путешествия - все десять месяцев. Для меня это тоже одно из самых ярких событий в жизни. Для многих людей представленные картины - это просто красивое море, для меня - ценные воспоминания. Всех членов экипажа, которых Андрей Петрович изобразил на портретах, я знаю лично.
К слову, в то самое второе кругосветное путешествие художник отправился в июне 2005-го - спустя десять лет после первого плавания. Тогда поход "Крузенштерна" посвятили сразу двум датам - 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и 200-летию первой российской кругосветной экспедиции под командованием знаменитого русского исследователя Ивана Федоровича Крузенштерна. Экспедиция длилась 408 суток, командой было пройдено более сорока тысяч морских миль. За время похода парусник четыре раза пересек экватор и совершил свыше двадцати заходов в порты четырех континентов.
Что интересно, основой для многих представленных на выставке работ стала парусина. Тогда ее еще изготавливали из натуральных материалов. Этот материал стал визитной карточкой Андрея Красильщикова. Причина такого выбора весьма прозаична: художник просто не взял с собой на "Крузенштерн" достаточное количество холстов. Когда запасы закончились, а писать на чем-то было нужно, капитан барка предложил использовать паруса.
Вообще если внимательно посмотреть на представленные в Музее Мирового океана полотна и неспешно пройти по экспозиции, то можно проследить весь кругосветный путь барка. Вот корабль выходит из Санкт-Петербурга, затем уже в лунном свете покоряет просторы Атлантического океана. Целый цикл работ погружает зрителей в жизнь на борту парусника: многочисленные канаты, мачты, паруса, уходящие в небо, тесноватые, но уютные каюты - все это передает дух путешествия и исследования. Затем "Крузенштерн" можно увидеть в залитом солнцем порту Сингапура или в туманном испанском Лас-Пальмасе.
Каждая картина была написана с натуры, поэтому идеально передает "дыхание" моря, переменчивый цвет воды и яркие краски окружающего мира. Порой кажется, что через полотна вот-вот проступит морская соль.
И тем ценнее эти работы для будущих поколений, поскольку они являются историей не только Калининградской области, но и всей нашей необъятной страны. Главное - сохранить этот уникальный фонд, и Музей Мирового океана готов за это поручиться.
- В первый раз мы представили коллекцию в 2016 году в Морском выставочном центре (объект Музея Мирового океана в Светлогорске). Тогда мы даже не могли мечтать о том, что большую часть своей коллекции Андрей Петрович передаст в наш фонд. Это большая редкость. Часто люди все оставляют себе, а у нас есть уникальная возможность общаться с теми, кто готов отдавать. Только в музеях навсегда могут сохранить эти работы, и мы гордимся каждой из них. Уверяю, что здесь коллекция будет жить долго, - заключила президент Музея Мирового океана Светлана Сивкова.
Андрей Петрович Красильщиков родился 3 марта 1945 года в Ленинграде. В 1970 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной. С 1973 по 1995 год занимал пост главного художника на международных выставках в Санкт-Петербурге. Является автором художественного оформления более 50 крупных международных выставок. Член Союза художников и Союза дизайнеров России.
Выставка "Кругосветный пленэр" будет доступна для посетителей Музея Мирового океана с 24 января по 18 мая. Вход - через главный корпус. Экспозиция расположена на втором этаже в конгресс-холле.