По оценке Светланы Казанцевой, к.э.н., доцента базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова, решение о развитии лизингового направления логично дополняет существующий автомобильный бизнес компании. "Ozon запустил продажи автомобилей в сентябре 2023 года, за год было продано 600 автомобилей, то есть ежемесячно продавалось порядка 50 машин. Понятно, что для такой крупной компании, это не очень большие объемы, поэтому, видимо, и было принято решение о подкреплении процесса продаж при помощи финансовых инструментов", - рассуждает эксперт.
Казанцева поясняет, что необходимость в обновлении основных фондов будет у компаний всегда, а лизинг позволяет использующим его предприятиям, не замораживая оборотные средства, приобретать основные фонды и вводить их в эксплуатацию до момента полного погашения их стоимости. При этом рынок лизинга в России довольно перспективен. По словам Антона Сапожкова, первого заместителя генерального директора компании "Балтийский лизинг", объем нового бизнеса в сфере лизинга за девять месяцев 2024 года составил 2,63 трлн рублей, что на 6% превышает показатели прошлого года. "Основной рост наблюдался в III квартале: относительно III квартала 2023 года показатели выросли на 15%, - отмечает Сапожков. - Несмотря на положительную динамику, участники рынка отмечают необходимость повышения уровня капитализации лизинговых компаний и усиления автоматизации управления".
По его мнению, в нынешних условиях между лизинговыми компаниями идет активная конкурентная борьба. "Крупные игроки предлагают более привлекательные условия и получают более выгодное фондирование по сравнению с небольшими компаниями, - подчеркивает эксперт. - Однако в целом, конкуренция на рынке лизинга способствует развитию этого сектора экономики, повышению качества услуг и удовлетворению потребностей клиентов".
При этом перспективы предоставления лизинга автомобилей на маркетплейсах можно оценить как очень высокие, считает Ольга Панина, к.э.н., доцент и заведующая кафедрой "Государственное и муниципальное управление" Финансового университета при правительстве РФ. "К позитивным факторам можно отнести одновременный большой охват клиентов, удобный, понятный всем и прозрачный процесс оформления самого лизинга, предоставление возможности быстрого сравнения нескольких вариантов предложений, и, конечно же, огромные возможности в интеграции с другими услугами", - считает Панина. Среди рисков эксперт выделила жесткие требования регулятора, высокие начальные затраты на IT-инфраструктуру и возможные проблемы с неплатежами. Кроме того, могут возникнуть сложности с логистикой, а именно - с доставкой автомобиля потребителю и назад.
Казанцева тоже отмечает риски возможных невыплат по договорам и порчи оборудования, однако подчеркивает, что развитие лизингового направления позволит Ozon не только повысить товарооборот, но и получить дополнительный доход от лизинговых платежей.
"В условиях растущей конкуренции и необходимости обновления ассортимента лизинг становится привлекательным инструментом для продавцов маркетплейсов, позволяя им оперативно обновлять оборудование и расширять бизнес без значительных единовременных затрат", - считает Сапожков. Кроме того, по словам эксперта, регулярные лизинговые платежи способствуют формированию положительной кредитной истории, что может облегчить доступ к кредитам в будущем.
На фоне развития интернет-торговли и роста внутригородских грузоперевозок среди продавцов маркетплейсов значительно вырос спрос на легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности, добавил Сапожков. Эксперт считает, что развитие сегмента e-commerce в ближайшие годы станет одним из основных драйверов развития автолизинга.
Непрофильные услуги развивают и другие маркетплейсы, например, Wildberries. Как сообщили в пресс-службе компании, финтех является для них стратегическим направлением. В 2024 году маркетплейс запустил целый ряд финансовых сервисов: онлайн-кредитование, страхование, BNPL-сервис и другие. Особое внимание уделяется поддержке продавцов - после получения займов через сервис онлайн-кредитования каждый второй селлер увеличивает свой ассортимент на платформе, а у трети растет средний чек более чем на 10%.
Сервис доставки Купер также диверсифицирует свои услуги. "Теперь россияне могут приобрести лицензионное программное обеспечение, лотерейные билеты, а также оплатить игровые подписки и купить ключи для активации геймингового софта для компьютеров и приставок", - рассказали в пресс-службе компании. Заказ можно оформить в приложении, а ключ доступа придет в SMS-сообщении с PDF-инструкцией.
Яндекс.Маркет первым среди российских В2В-площадок запустил услугу лизинга для офисного и строительного оборудования, фото- и видеотехники, автомобильных деталей. Об этом рассказали в пресс-службе организации. Кроме того, на площадке появилась возможность приобретения ДМС для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Панина выделяет несколько ключевых причин, по которым маркетплейсы развивают непрофильные направления. "Первая - повышение лояльности клиентов, для которых создается удобство предоставления услуг и более широкий спектр услуг. Это делает покупки на площадке все более привлекательными. Лояльность клиентов увеличивает не только частоту покупок, но и сумму покупки в одном чеке", - объясняет эксперт. Кроме того, диверсификация обеспечивает снижение рисков и стабильность бизнеса.
"Формирование дополнительных услуг позволяет превратить маркетплейс в современную экосистему, что также повышает их конкурентоспособность, поскольку клиенты в одном месте могут решать сразу много своих задач и проблем", - заключила Панина.