Регионы Нечерноземья ведут борьбу за путешественников

Все больше россиян начинают путешествовать внутри страны. Уже в самом начале этого года количество туристических поездок по России выросло на 11 процентов по сравнению с прошлогодним январем. Тульскую область, к примеру, в дни новогодних и рождественских праздников посетили 103 тысячи туристов. Это на шесть тысяч больше, чем в прошлом году. По сравнению с прошлым годом новогодний поток в Рязанский регион увеличился на пять процентов. В среднем в день здесь принимали по 12,5 тысячи иногородних гостей. А в Калужской области погостили 126 тысяч человек.
Тульский кремль привлекает гостей в любое время года.
Тульский кремль привлекает гостей в любое время года. / Александр Рюмин/ТАСС

Турпоток вырос, но, если посмотреть динамику роста, показатель этот не везде одинаков. Так, в Тульской области после масштабного благоустройства исторической части города, создания креативных кварталов, современной набережной и уникального Музейного квартала число туристов в регионе резко выросло и стало существенно выше, чем у соседей. Однако прошло несколько лет, и ситуация изменилась: по данным региональных профильных министерств, Тульскую область за прошлый год посетили порядка 1,7 миллиона гостей, Калужскую - 3,5 миллиона, Рязанскую, интерес к которой минувшим летом резко вырос, - порядка 2,2 миллиона. Это при том, что в Тульской области, как и у соседей, внимание к развитию туротрасли не ослабевало.

Коварные цифры

В туризме есть понятия "турпоток" (общее количество поездок), "размещение гостей" (хотя бы одна ночь) и "ночевки" (три ночи и более). По словам замминистра - начальника управления туризма Калужской области Полины Коченковой, важны все три показателя, но в регионе больший упор делался на первый. Отсюда - много туристов одного дня.

- Нам важно считать всех, в том числе экскурсантов. Наша основная цель - заинтересовать туристов, приезжающих в Калужскую область только на экскурсию, чтобы они задержались здесь на два дня и дольше или приехали вновь, - рассуждает Полина Коченкова. - Турист - это тот, кто приехал и остался ночевать (но проживает не более 6 месяцев и не получает доход по месту пребывания), а экскурсант - тот, кто приехал одним днем. У нас таких более 70 процентов , так как рядом находится Москва и мы делаем упор на туристов выходного дня. Для этого мы работаем с инвесторами. Сейчас, говоря о числе туристов, в основном имеют в виду размещенных гостей. А их Росстат считает вне зависимости от проведенного количества ночей.

- Мы по-разному считаем, - поясняет в свою очередь заместитель министра культуры и туризма Тульской области Елена Мартынова. - Мы смотрим на туризм как на отрасль экономики. 1,5 миллиона гостей - это те, у кого была хотя бы одна ночевка в регионе. Если считать турпоток по числу поездок, то по итогам года он, вероятно, приблизится к двум миллионам. Объективно - по загрузке гостиниц - спада интереса к региону нет.

Туристы все чаще принимают спонтанные решения поехать куда-то - это осложняет планирование

Оба замминистра отмечают снижение глубины бронирования в последнее время. Турист стал спонтанным: решил на выходные съездить куда-то - и поехал. По словам экспертов, гости могут забронировать отель как за три месяца, так и день в день. И это осложняет планирование продаж для участников рынка. С другой стороны, это наглядное свидетельство развития инфраструктуры.

В такой ситуации повышается роль информационной поддержки как туристических проектов, так и вообще всех участников сферы гостеприимства. По мнению тульского гида Егора Пронина, когда были события федерального уровня, такие как "Новогодняя столица", юбилей Тульского кремля, то было много информации. Как следствие - интерес к региону вырос. Сейчас ажиотаж схлынул, произошла некоторая пресыщенность, плюс меньше информационной поддержки на федеральном уровне. В итоге, как и всегда бывает, после всплеска - спад.

- Тогда мы первыми начали активно привлекать туристов из Москвы. Было много креативных новинок. Но сегодня это уже не работает, подобное есть и у других регионов. Произошли и изменения на рынке. Надо больше креативить, - считает Елена Мартынова.

Считают звезды

- Спада турпотока нет. Есть перераспределение: сегодня наиболее востребованы трехзвездочные гостиницы. Те, кто ориентировался на дорогих туристов, в Туле несколько просели. Объекты показа сосредоточены в областном центре, и на них ориентировался бизнес. Сегодня активно развиваются загородные отели, в них появились бассейны, высокого уровня сервис. Турист хочет жить за городом и выезжать на объекты, осматривать достопримечательности, - говорит глава тульского туризма, отмечая, что в регионе также активно строятся глэмпинги, экоотели, модульные гостиницы. Правда, зачастую они ориентированы на автотуристов.

Ей вторит гид Егор Пронин, не один год работающий с организованными группами. По его словам, в Туле не хватает гостиниц уровня две-три звезды. В центре в основном дорогие или же совсем небольшие отели, куда группу не поселишь. Есть старые гостиницы, в которых и цены нормальные, и комфорт вполне современный, но люди видят, что они из прошлого века, и просят что-то другое. Впрочем, власти сразу делали ставку на индивидуальных туристов: с организованными группами работать легче, но индивидуальные оставляют в регионе больше денег.

Гостиничный бизнес в Калуге начал активно развиваться раньше, чем в Туле. В регионе строились автозаводы, сюда ехали иностранные специалисты. Нужны были гостиницы высокого уровня, и бизнес оперативно отреагировал на запрос. "Иностранцы тренировали спрос", - замечает Полина Коченкова. Когда европейцы уехали, была проблема. Сейчас постепенно все выравнивается. К тому же сарафанное радио успело убедить тех же москвичей, что в Калуге очень хорошие гостиницы.

Калужские эксперты также отмечают изменения на рынке в сторону загородного отдыха. Большую часть территории области занимают особо охраняемые природные территории, в том числе национальный парк "Угра" и Государственный природный заповедник "Калужские засеки". Регион в прошлом году дополнительно получил из федерального бюджета 243 миллиона рублей на строительство модульных гостиниц. Правительство РФ поддержало все 13 проектов, по которым калужане направляли заявки, а это плюс более 160 номеров. За два года в регионе инвесторы ввели более 400 номеров в модульных гостиницах помимо господдержки.

Близость к Москве - существенное преимущество и Тульской, и Калужской областей. Конечно, основной поток туристов - жители столицы. Однако тенденция последнего времени - туристы и из других регионов. К примеру, в Тулу активно едут гости из Санкт-Петербурга: можно вечером сесть в поезд, который утром прибывает в Тулу, весь день провести в городе оружейников и вечером отправиться домой. Выбирают Тулу в качестве отдыха с пользой в пути и транзитные туристы, которые едут по трассе М-4 "Дон". В Калуге серьезным логистическим плюсом является аэропорт.

Кроме того, возникают и межрегиональные проекты. Например, с возобновлением судоходства по Оке в районе Калуги появился водный маршрут Калуга - Поленово. А музей "Куликово поле" недавно презентовал новый туристический маршрут "От Непрядвы до Угры". Показателен также проект, связанный с празднованием Нового года на озере Ломпадь в Людинове Калужской области: москвичам туда ехать далеко, зато едут гости из Брянской и Смоленской областей.

Идут вглубь

Несомненно, якорными объектами, привлекающими туристов, являются федеральные музеи. В Тульской области это музей оружия и музей-заповедник "Куликово поле", усадьбы "Ясная Поляна" и "Поленово". В Калужской - музей истории космонавтики, первая в мире АЭС, да еще и паломнический туризм (здесь количество гостей даже не поддается точному подсчету) в Оптину пустынь, Шамордино, старообрядческий Боровск. Вокруг них выстраивается инфраструктура, они - точки притяжения. Помимо уже раскрученных объектов показа появляется все больше нового и интересного, причем отнюдь не в региональных столицах.

Туризм в глубинке власти стараются развивать. Но и здесь несколько разный подход. Так, в Тульской области в каждом муниципалитете ищут изюминку, в которую вкладываются и средствами, и информационной поддержкой, и стимулированием бизнеса. Некоторые в конечном итоге неплохо выстреливают - особенно те, что на границе с Московской областью. Калужане же считают, что нет смысла "тащить" всех. Есть районы, в которые в силу их отдаленности много туристов все равно не заманишь, так и нет смысла тратить на это бюджетные средства - пусть развивают другие отрасли экономики.