Продлит ли правительство разрешение на экспорт бензина для производителей? Нужен четкий механизм, считает эксперт

Эксперт Гусев об экспорте бензина: Правительству надо определить четкий механизм
Правительство в ближайшее время может продлить на месяц, до 28 февраля, разрешение на экспорт бензина для российских перерабатывающих компаний.

До середины февраля Минэнерго должно представить в кабмин предложения по поддержанию экспорта топлива с учетом новых санкционных ограничений. В течение двух недель ведомству также необходимо разработать меры для сохранения поставок бензина за границу в текущих условиях. Это решение призвано помочь нефтяным компаниям частично компенсировать убытки, вызванные санкциями, введенными администрацией президента США Джо Байдена 10 января, сообщает "Коммерсант".

Ранее в 2024 году в России уже дважды вводились ограничения на экспорт бензина. Первый запрет действовал с 1 марта по 31 августа из-за роста биржевых цен, вызванного внеплановыми ремонтами на нефтеперерабатывающих заводах. В мае, чтобы избежать переполнения хранилищ, правительство временно сняло ограничения до 30 июня. Однако летом, в период пикового спроса на топливо, экспортные ограничения были введены вновь с 1 августа и позже продлены до конца года.

"Запрет экспорта в прошлом году показал свою эффективность. Февраль - еще не начало высокого сезона потребления, объемы запасов топлива достаточные, объемы переработки растут, соответственно, логика в экспорте есть, и с точки зрения заработков ВИНК, и бюджета в том числе. Однако для более эффективного действия правительству следует определить механизм. К примеру, каждое 15 число определять, будет ли запрет экспорта на следующий месяц или нет, какой рост на бирже оптовых цен будет основанием для введения. Открытый механизм сам по себе станет регуляторной функцией. Пока внутренний рынок насыщен, оптовые цены достаточны для заработка как мелкооптовых участников, так и АЗС, поэтому в открытом экспорте только плюсы. Один вопрос - разрешат или нет экспортировать непроизводителям, так называемому сегменту серого экспорта",- пояснил Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер".

Нефтяные компании столкнулись с резкими ограничениями в возможностях поставок сырья после того, как в санкционные списки США попали более 180 судов, задействованных в операциях. У танкеров возникли сложности с разгрузкой и возвращением за новыми партиями, а на свободных судах ставки фрахта взлетели в несколько раз.