В Саратовской области семья ветерана и их односельчане лишились земельных паев

В редакцию "РГ" обратилась дочь участника Сталинградской битвы Нина Гаврилова. Саратовчанка рассказала, что уже два года не может добиться, чтобы правоохранительные органы разобрались в странной истории с продажей земельных паев жителями села Вишневого.

От Сталинграда до Берлина

Родители Нины Федоровны - сельские труженики, всю жизнь проработали в колхозе "Заветы Ленина" в Петровском районе Саратовской области. Федор Ефимович на фронте был радистом, прошел всю войну от Сталинграда до Берлина, был награжден орденом Великой Отечественной войны 2 степени, медалями "За оборону Сталинграда", за взятие Кенигсберга и Берлина. Вернувшись с войны, трудился в колхозе сначала электриком, позже бригадиром.

"Мама во время войны тоже работала в колхозе, получила удостоверение труженицы тыла", - вспоминает Нина Федоровна.

В середине 1990-х сельчанам выдали документы о праве собственности на сельскохозяйственные земли, относившиеся к колхозу. По этим документам пай Федора Гаврилова составлял 12 гектаров. Земли находились в аренде у фермера Светланы Гвоздевой, которая ежегодно расплачивалась с пенсионером зерном или выплачивала по четыре тысячи рублей каждой семье.

"Последний раз тонну зерна в оплату аренды я получила уже сама после смерти папы в 2022 году", - рассказывает Нина Федоровна.

Зерно это она продала соседям, которые держали скотину, по их просьбе.

Поэтому, по словам саратовчанки, для нее стало шоком, когда при вступлении в права наследства выяснилось, что земельного пая у участника войны уже давно нет, якобы он продал его еще зимой 2008 года.

Сделка по доверенности

По документам, копии которых наследница получила в Росреестре, когда запросила их через нотариуса, получается, что Федор Ефимович продал свой пай вместе с 16 односельчанами 11 декабря 2008 года сыну фермерши Константину Гвоздеву. За две недели до этой сделки участник войны вместе с другими односельчанами якобы заключил соглашение по разделу находившегося у них в собственности земельного поля N 5 в районе оврага Березовский площадью 170 гектаров (1 млн 700 тысяч квадратных метров) на 17 частей.

В договоре купли-продажи подписи самого участника войны нет. За него и других сельчан по доверенностям, оформленным в администрации Новозахаркинского муниципального образования, расписалась жительница Петровска Лариса Пиглицина.

В документе эта женщина подтверждает, что ее доверители получили в оплату за землю еще до подписания договора 340 тысяч рублей.

Сама Нина Федоровна считает, что договор этот является недействительным, поскольку никаких денег за продажу земли Федор Ефимович не получал и до самой своей смерти считал, что земля принадлежит ему, а Гвоздева продолжала ему платить за аренду.

В редакцию Нина Федоровна принесла копии документов. Проверять их, конечно, должны эксперты. Однако даже неспециалисту заметно, что закорючка в соглашении о разделе долей сильно отличается от обычной подписи ветерана, которая стоит, например, в его удостоверении участника Великой Отечественной войны. Главное же, как объясняет дочь, у Федора Ефимовича не было физической возможности в этот день расписаться в документе. После смерти жены дети каждую зиму забирали своего отца жить в Саратов, и только летом ветеран возвращался в село. Видимо те, кто составлял соглашение, об этом не знали и допустили, таким образом, ошибку.

Есть еще один примечательный момент, связанный с договором купли-продажи. Женщина, которая его заключала от имени сельчан, работала бухгалтером в кафе... у той же Светланы Гвоздевой.

Ввели в заблуждение?

Многих пенсионеров, фамилии которых фигурируют в договоре купли-продажи паев земли, сейчас уже нет в живых. Умерла и Лариса Пиглицина, подписавшая договор от лица сельчан.

Но, например, жительница села Вишневого 87-летняя Клавдия Кузьминична Балакшина проживает сейчас в Саратове у дочери.

"О том, что паи проданы, мы узнали, наверное, только года три назад, а до этого Гвоздева ежегодно выплачивала арендную плату, как и раньше", - рассказала дочь пенсионерки Любовь Александровна.

По ее мнению, родители действительно могли подписать доверенность, но их ввели в заблуждение, согласия на продажу земли они не давали.

Еще одни жители села, бывшие соседи Федора Ефимовича супруги Михайловы, те самые, которым дочь ветерана продала зерно, полученное от фермерши, также узнали о продаже своих паев недавно.

"Они рассказали, что, когда стали задавать вопросы об этом Гвоздевой, она заплатила им 40 тысяч рублей. Передали, что готова и мне заплатить, но мне не деньги нужны, а справедливость", - говорит Нина Федоровна.

По словам дочери участника войны, она пыталась поговорить с предпринимательницей и сама, но в ответ услышала только то, что ей "ничего не удастся доказать".

Галина Биссарова, работавшая главой администрации Новозахаркинского муниципального образования осенью 2008 года, уволилась с этой должности 11 лет назад. Корреспонденту "РГ" она сказала, что за давностью времени не помнит обстоятельств того, как оформлялись и подписывались доверенности на распоряжение земельными долями сельчан Вишневого. Сама Светлана Гвоздева утверждает, что она покупкой земли не занималась, поскольку все это организовывала ныне покойная бухгалтер Лариса Пиглицина. По словам предпринимательницы, с тех пор земельные участки были перепроданы несколько раз, кому земля принадлежит теперь, она не знает. При этом за прошедшее время ее стоимость выросла более чем в десять раз.

"У меня ни клочка земли нет, и я никого не обманула", - говорит Светлана Гвоздева.

Зачем предпринимательница оплачивала сельчанам аренду земли, если она им уже не принадлежала, Гвоздева объяснить не смогла.

В ожидании ответа

Если что стало с земельной долей участника войны более-менее понятно, то судьба пая, который выделялся его жене, совершенно неясна. Нина Федоровна была на приеме у заместителя председателя областного правительства Романа Ковальского. В ответе, который направил ей потом чиновник, сообщается, что "сведения о собственнике и месте расположения земельного участка, принадлежащего Гавриловой Дине Алексеевне, в администрации Петровского муниципального района отсутствуют".

Глава администрации Петровского района Максим Калядин посоветовал дочери участника Великой Отечественной войны обращаться для защиты ее нарушенных прав в суд.

Обращения Нины Гавриловой в правоохранительные органы, чтобы они разобрались в допущенных нарушениях закона, пока также остаются без результата. Из районной прокуратуры и дежурной части ГУ МВД по региону ей сообщили, что передали ее заявление начальнику ОМВД по Петровскому району для проведения проверки и принятия решения.

Позже в полиции Петровска рассказали, что, поскольку Светлана Гвоздева во время сделки по полю в селе Вишневом являлась депутатом муниципального районного собрания, заявление перенаправили в Следственный комитет. В прошлом году по телефону с Гавриловой связывался следователь межрайонного отдела СК, договаривались о встрече, которая однако так и не состоялась.

При подготовке этой публикации мы обратились в пресс-службу Следственного управления СК по Саратовской области. Нам пообещали разобраться в ситуации и дать ответ.

Как считает один из саратовских юристов, работающий в том числе и в Петровском районе, нарушения закона при распоряжении паями сельскохозяйственных земель не редкость. При этом зачастую правоохранители не реагируют на подобные ситуации так, как должны.