
Мария, ждете "Золотой орел"?
Мария Лемешева: Конечно! Во-первых, это главная российская кинопремия, получить которую мечтает любой кинематографист - начиная от студента киношколы, снявшего свой первый короткий метр, до именитых мэтров. А во-вторых, я член Национальной академии кинематографических искусств и наук России и принимала участие во всех этапах голосования по "Золотому орлу".
Вы сказали, что премию может получить даже студент…
Мария Лемешева: По регламенту, премия включает в себя 23 номинации, и одна из них - "Лучший короткометражный фильм". Поэтому возможность для новичка, действительно снявшего что-то стоящее, безусловно, есть. Хотя "коротышами" занимаются и уже состоявшиеся режиссеры. Например, среди нынешних номинантов в этом жанре - работа Вани Соснина "30 секунд". А у него за плечами несколько прекрасных полнометражных фильмов и сериалов - таких, как "Далекие близкие", "Пришелец", "Мамонты", "Юг" и другие.
А победитель становится рядом с лучшими российскими кинематографистами…
Мария Лемешева: Причем не просто с действующими, а и с легендарными. Ведь премия вручается с 2002 года, и первыми ее лауреатами стали Андрей Тарковский (посмертно, за вклад в кино), Георгий Жженов, Федор Хитрук, Татьяна Самойлова, Мишель Легран и Бернардо Бертолуччи. В персональных номинациях по пять статуэток - у актеров Анны Михалковой и Ивана Янковского, композиторов Эдуарда Артемьева и Юрия Потеенко и оператора Игоря Гринякина. А в общем зачете рекордсменом является продюсер Константин Эрнст - у него 17 "Золотых орлов".
Что можете сказать о номинантах этого года?
Мария Лемешева: Как всегда, они очень разные. Одна из особенностей "Золотого орла" - в том, что здесь на равных соперничают фильмы и сериалы в разных жанрах. Давайте посмотрим на самую престижную номинацию - "Лучший игровой фильм". В нее вошли два крупномасштабных исторических проекта - мелодрама "Любовь Советского Союза" режиссеров Никиты Высоцкого, Ильи Лебедева и Дмитрия Иосифова и военная драма "Воздух" Алексея Германа-мл. Бюджет первого - 450 млн рублей, второго - 600 млн. Рядом с ними еще более высокобюджетный блокбастер: фантастический экшен "Сто лет тому вперед" Александра Андрющенко, обошедшийся в 900 млн. И в ту же номинацию прорвался пронзительный фильм-исповедь мэтра детского кино Владимира Грамматикова "Смотри на меня!", рассказывающий реальную историю из жизни режиссера. И это уже гораздо более камерный фильм, снятый на стыке зрительского и авторского.
Я вижу в той же номинации и фильм дебютанта Николая Ларионова…
Мария Лемешева: И это подчеркивает традиционную демократичность премии. Ларионов - мой коллега, много лет работал журналистом, писал о кино. Драма "Вечная зима", показанная в конкурсной программе фестиваля "Маяк", - его дебют в режиссуре. И это без преувеличения потрясающая работа, искренняя. Александр Робак сыграл в ней, на мой взгляд, одну из лучших своих ролей, еще раз доказав, что он большой драматический артист. Также у фильма есть номинация "Лучший сценарий". И кстати, снималась "Вечная зима" за очень небольшие для кино деньги - бюджет всего 70 млн. рублей. Также по номинации "Лучший фильм" можно судить об огромном жанровом диапазоне "Золотого орла": мы видим большое военное кино, зрелищную ретро-мелодраму, фантастический блокбастер, камерную семейную историю и суровую драму.
Три проекта из пяти - исторические…
Мария Лемешева: В этом заслуга "Золотого орла" - отражать современные тренды. В сегодняшнем российском обществе интерес к истории просто огромный, поэтому фильмов, возвращающих нас в прошлое, снимается очень много. Премия чутко реагирует - что видно даже по списку номинантов. К примеру, в секторе телевизионных сериалов все три проекта связаны с историей. Это "Я не могу без тебя" Юрия Мороза, действие происходит в деревне в 1960-х, "Адмирал Кузнецов" Сергея Виноградова и "Столыпин" Алексея Андрианова. Кстати, "Столыпин" получил премию "Событие года", которая учреждена нашим журналом "КиноРепортер". "Столыпин" - очень зрелищный сериальный блокбастер, снятый как большое кино и невероятно актуальный сегодня. Поэтому надеюсь, что мимо него "Золотой орел" тоже не пролетит.
А что скажете про номинацию "Лучшее неигровое кино"?
Мария Лемешева: Она всегда была одной из важнейших. И в этот раз мне понравилось, что в число претендентов на победу вошел "Огненный лис" Дмитрия Шпиленка - невероятно милый семейный фильм о трусливом лисенке, который, встав на защиту своей семьи, становится храбрым. Снимался этот проект 26 месяцев - настоящий подвиг для документалистов, живших в полевых условиях по соседству с лисьим прайдом. Знаю, что старшие лисы настолько привыкли к съемочной группе, что, уходя на охоту, оставляли им на попечение своих детенышей. Фильм рассчитан на широкую аудиторию: он не замыкается на небольшой группе знатоков и любителей природы. "Огненный лис" знакомит с неигровым кино даже совсем маленьких зрителей, которые, я уверена, будут следить за приключениями рыжего сорванца открыв рот и подсознательно проникаться мыслью, что документалистика - это нескучно.
Мария, а за какие проекты вы болеете в этом году?
Мария Лемешева: Честно, мне сложно выбрать. Я болею за наше кино, и меня радует, что конкуренция в нем так выросла. Мне нравятся многие номинанты премии, но выделю, пожалуй, фантастический блокбастер Александра Андрющенко "Сто лет вперед". Его уникальность - не в компьютерной графике или звездном касте, а, скорее, в самом концепте. Фильм снимался по мотивам книг Кира Булычева и стал отличным примером того, что, работая со знаменитым литературным материалом, можно быть смелым. Продюсеры и сценаристы сумели написать оригинальную историю, используя лишь имена и характеры персонажей Булычева - и что важно, никто не возмущался, что "в книге все по-другому!". Потому что сделано талантливо. Прием сработал, сейчас команда активно работает над сиквелом, а через год мы увидим другой семейный блокбастер - "Буратино", снятый той же командой и по такому же принципу.
И, конечно, для меня еще один повод болеть за "Сто лет тому вперед" - невероятный Марк Эйдельштейн, которому наш журнал в апреле прошлого года вручил премию "Аванс" - как самому перспективному молодому артисту (вместе с ним статуэтку также получила Анна Пересильд). На "Золотом орле" Марк пока не прорвался в актерскую номинацию, но уверена, что это лишь вопрос времени, - настолько он органичен и неординарен в своих работах.
А можно ли сделать какие-то прогнозы: кто будет в списке лауреатов?
Мария Лемешева: Любые прогнозы такого рода - это игра в рулетку: насколько я знаю, угадать полный список победителей, мягко скажем, проблематично. Но фаворитов выделить можно. Достаточно нехитрых подсчетов: у фильмов "Воздух" и "Любови Советского Союза" по 14 номинаций, у "Сто лет тому вперед" - восемь, у "Смотри на меня!" - пять. Это не значит, что лучшим фильмом будет назван обязательно какой-то из них, но в каких-то номинациях они победят безусловно. Надеюсь, что Елена Окопная, работавшая на драме "Воздух", получит статуэтку в номинации "Лучшая работа художника-постановщика" или "Лучший художник по костюмам", так как работу она проделала колоссальную, аналогов которой в современном кинематографе нет.
Мария, а как вы объясните такое большое количество номинаций у двух фильмов?
Мария Лемешева: Любые прогнозы такого рода - это игра в рулетку: угадать полный список победителей, мягко скажем, проблематично. Но фаворитов выделить можно. Достаточно нехитрых подсчетов: у фильмов "Воздух" и "Любви Советского Союза" - по 14 номинаций, у "Ста лет тому вперед" - 8, у "Смотри на меня!" - 5. Это не значит, что лучшим фильмом будет назван обязательно какой-то из них, но в каких-то номинациях они победят безусловно. Надеюсь, что Елена Окопная, работавшая на драме "Воздух", получит статуэтку в номинации "Лучшая работа художника-постановщика" или "Лучший художник по костюмам", так как работу она проделала колоссальную, аналогов которой в современном кинематографе нет.
Мария, а как вы объясните такое большое количество номинаций у двух фильмов?
Мария Лемешева: Мне кажется, тут сошлись две тенденции современного российского кино - запрос на историчность, о котором я уже говорила, и запрос на ретро. Зрители, с одной стороны, идут в кино за серьезными размышлениями и переживаниями, а с другой - хотят видеть на экране сказку. "Воздух" отвечает на первый запрос, "Любовь Советского Союза" - на второй. Трогательная мелодрама о "трудной, но счастливой любви без конца" притягивает аудиторию магнитом, а уж если история рассказана в ярком, солнечном антураже ретро, где все девушки прекрасны, а парни широкоплечи и влюблены, то противостоять обаянию такого проекта нелегко. А так как киноакадемикам ничто человеческое не чуждо, они наверняка влюбились в эту нехитрую историю, как и обычные зрители.
Но победы это не гарантирует…
Мария Лемешева: Конечно, нет. Тем более что другие фильмы-соперники ничуть не хуже - у каждого из них свои сильные стороны. Но в любом случае победит кино - и, конечно же, зритель.