Сегодня выпуск беспилотных летальных аппаратов, которые востребованы в зоне СВО, наладили во многих регионах, в том числе в Алтайском крае. Но вот крупные агродроны, активно применяемые в сельском хозяйстве, пока у нас в стране не производят. Поля с гречихой и рапсом обрабатывают в основном китайские беспилотники. Правда, аграрии столкнулись с серьезной проблемой: уже через месяц активной эксплуатации у дронов XAG Р100 made in China, которые занимают около половины всего российского рынка агробеспилотников, выходит из строя ступица винтомоторной группы. "Птички" прямо во время работы падают на землю и порой разбиваются.
В Алтайском крае на помощь пришли ученые. Молодежная инженерная команда АлтГАУ под руководством декана инженерного факультета Дмитрия Пирожкова разработала новую более надежную и долговечную деталь.
- Оригинальная китайская ступица сделана из алюминия и имеет достаточно сложную конструкцию, - пояснил корреспонденту "РГ" Дмитрий Пирожков. - Мы предложили свой вариант, который проще и дешевле в производстве. Сделали стальную ступицу, состоящую из нескольких деталей, соединенных винтами. Конечно, она стала на 150 граммов тяжелее. Но для крупного дрона, который сам весит около пятидесяти килограммов и может поднимать сорок килограммов химпрепаратов, это некритично. Для машины под сто килограммов такой привес незаметен, зато деталь стала намного прочнее и надежнее. Пока это решение подходит только на одну модель китайских сельхоздронов, но по аналогии можно создать подобные российские ступицы и для других моделей.
Кроме того, молодежная инженерная команда АлтГАУ разработала и изготовила еще несколько деталей, входящих в состав ремкомплекта сельхоздрона - специальные пластиковые прокладки и втулки для ступицы, которые тоже пока приходится закупать за рубежом. Их разработчики сами распечатали на 3D-принтере из PBT-пластика, что обошлось в пятнадцать раз дешевле оригиналов.
Наладить выпуск нового стального "сердца" винтовой группы можно на любом предприятии, где есть станок для лазерной резки металла. Только в Алтайском крае таких заводов более двадцати. К тому же отечественная деталь будет почти вдвое дешевле оригинальной. По словам Дмитрия Пирожкова, если китайская стоит около пяти тысяч рублей, то молодые ученые потратили на изготовление более надежного аналога всего три тысячи. И это единичный опытный экземпляр. При серийном производстве цена будет существенно ниже. Но главное, что аграриям в разгар полевого сезона не придется ждать несколько недель, пока доставят оригинальные детали из Поднебесной.
В конце прошлого года в АлтГАУ успели провести только самые первые предварительные испытания своей разработки. Агродрон с новой ступицей подняли в воздух на десять метров и убедились, что мощная "птичка" легко взмывает в небо даже с небольшим перевесом. Основной тест-драйв запланирован на предстоящий сельскохозяйственный сезон.
- Этим летом мы в реальных условиях в ходе обработки полей проведем полное испытание, - отметил Алексей Ковалев, директор российской компании-дилера китайских агроквадрокоптеров. - Почему-то считается, что закупать необходимые расходники для дронов проще всего в КНР. Но никто не учитывает, что они очень быстро выходят из строя: при максимальных нагрузках буквально за две недели. Так что выпуск своих, отечественных быстроизнашивающихся деталей - это хорошее решение. Мы надеемся, что полевые испытания пройдут успешно и можно будет запустить новую ступицу с ремкомплектом в производство.
В планах молодежной инженерной команды агроуниверситета - заняться разработкой и других деталей для сельхоздронов. Правда, о создании собственных агроквадрокоптеров речи пока не идет. В России не производят ни чипы, ни двигатели для крупных БПЛА, способных поднимать в воздух до пятидесяти килограммов химсредств для обработки полей. Но все остальные комплектующие производить можно.
Если создание отечественных агробеспилотников - пока дело ближайшей перспективы, то выпуск небольших "птичек" для нужд СВО местные умельцы давно освоили, печатая многие детали на 3D-принтере. Сегодня на малых предприятиях в регионе разрабатывают самые современные модификации БПЛА с различными функциями.
Как сообщили в региональном отделении Общероссийского народного фронта, только за последние полгода в копилке алтайских кулибиных появились две новинки. Это первый в России дрон-ретранслятор, который работает в паре с дроном-камикадзе. Ретранслятор обеспечивает большую дальность полета для напарника и оберегает оператора от вражеских атак. А еще - новая ловушка для беспилотников, которая буквально за минуту глушит сигнал БПЛА противника и те просто падают на землю.
Вячеслав Химочка, министр промышленности и энергетики Алтайского края:
- Сегодня у нас формируется новая отрасль промышленности - производство беспилотных авиационных систем. Одной из точек роста мы видим включение алтайских предприятий в производственные цепочки по выпуску отечественных дронов. Это может быть производство электродвигателей, полетных контроллеров, материалов для облегченного корпуса, форсунок для распыления растворов сельхоздронами.