Эксперты по онлайн-торговле оценили потенциал рынка маркетплейсов

Рынок цифровых платформ и маркетплейсов в России вырос в 2024 году примерно на 40%. Об этом заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Глава правительства отметил, что в России сегодня созданы собственные поисковики, социальные сети, агрегаторы, площадки для интернет-торговли, стриминговые и образовательные сервисы, удобные приложения для заказа доставки и такси.
istock

"Рынок цифровых платформ и маркетплейсов в России, действительно, демонстрирует динамичное развитие. Этому способствует как рост проникновения онлайн-торговли в регионы, уход зарубежных брендов, так и развитие логистической инфраструктуры и внедрение технологических решений", - подчеркивает председатель Наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ Андрей Шаронов.

Однако, по словам эксперта, стоит отметить, что несмотря на то, что рынок активно развивается, его рост постепенно замедляется.

"В начале своего развития, когда доля онлайн-торговли была сравнительно небольшой, темпы роста были впечатляющими. Теперь же, когда онлайн-торговля занимает все более значимое место в экономике, скорость прироста, безусловно, начинает снижаться. Это закономерный процесс, обусловленный несколькими факторами. Во-первых, рынок становится более зрелым, что подразумевает насыщение определенных сегментов и снижение темпов прироста. Во-вторых, конкуренция на рынке усиливается, и игроки должны адаптироваться к новым условиям, внедрять инновации и улучшать качество обслуживания клиентов, чтобы сохранить свои позиции", - поясняет Шаронов.

И добавляет, что сегодня Россия занимает лидирующие позиции в развитии цифровых платформ и экосистем, которые не только успешно конкурируют с иностранными аналогами, но и часто превосходят их. Будущее платформ в России связано с дальнейшей интеграцией цифровых, финансовых сервисов, развитием передовых технологий и расширением присутствия российских компаний на международных рынках.

Высокие темпы роста подтверждают значимость цифровых платформ для экономики: за первые десять месяцев 2024 года объем рынка онлайн-продаж увеличился на 43%, а общее количество онлайн-заказов приблизилось к 7,2 млрд, уточняет заведующий Учебно-научной лабораторией искусственного интеллекта, нейротехнологий и бизнес-аналитики РЭУ им Плеханова Тимур Садыков.

Такая динамика демонстрирует лидирующие позиции России в развитии цифровых платформ, сочетая технологические инновации, цифровой суверенитет и ориентацию на удобство пользователей.

"Рынок будет продолжать показывать стабильный рост, расширять глобальное присутствие российских компаний на международных рынках", - добавляет он.

Руководитель информационного отдела независимого профсоюза "Новый Труд" Мария Коледа уверена, со своей стороны, что вопрос технологического суверенитета страны сегодня особенно актуален - с учетом всех экономических и внешнеполитических вызовов, которые перед стоят перед страной.

И наличие собственных ИИ-технологий, развитие IT-решений играют в выполнении этой задачи ключевую роль.

"На данный момент только несколько стран располагает собственными эффективными цифровыми платформами, в том числе и РФ. Это подчеркивает необходимость создания условий для дальнейшего развития отрасли и понятного подхода к ее регулированию.

Если говорить о маркетплейсах, то они создают новые рабочие места, являются удобной площадкой для первого опыта предпринимательства. Но самое главное - обеспечивают доступность товаров для жителей любых населенных пунктов. Если в селе открылся пункт выдачи заказов, то люди получают доступ к широчайшему ассортименту, включая одежду, обувь, бытовую технику и даже стройматериалы. Все это положительно сказывается на качестве жизни населения.

При этом многие российские сервисы и платформы популярны не только у нас, но и за рубежом, что свидетельствует об их конкурентоспособности и способности интегрироваться в глобальные цепочки поставок. А это уже означает новые возможности для бизнеса внутри страны", - отмечает Коледа.

Она напоминает, что сегодня через платформы работают миллионы людей и их число продолжает расти. Платформенно занятые уже стали важной частью экономики, обеспечивая гибкость и разнообразие услуг. Однако с ростом популярности этого вида занятости все важнее становится защитить права таких работников.

"С одной стороны, перспективы для платформенной занятости, действительно, многообещающие: рынок цифровых услуг продолжает расти, создавая новые рабочие места. Более 60% самозанятых отмечают, что работа на платформах позволяет им зарабатывать больше, чем традиционные форматы занятости. Мы считаем одним из своих приоритетов дальнейшее участие в создании системы социальной защиты для этой категории работников. Людям необходимы прозрачные и доступные механизмы формирования пенсий и страховых выплат, а также активная разъяснительная работа со стороны государства. Мы уверены, что только совместными усилиями можно создать безопасную и справедливую рабочую среду для самозанятых и платформеннозанятых работников в России", - подчеркнула представитель профсоюза.