Лишние вагоны и несогласованность действий: в РЖД назвали причины падения погрузки

Замглавы РЖД назвал порожние вагоны причиной падения погрузки
Погрузка на сети Российских железных дорог (РЖД) за 2024 год снизилась на 4,1%, до 1,181 млрд тонн, в январе падение продолжилось - среднесуточная погрузка уменьшилась на 1,8% по сравнению с январем 2024-го. На динамику по-прежнему оказывают влияние сокращение перевозок черных металлов и стройматериалов, тормозит процесс пропускная способность Восточного полигона, по которому сейчас движется большая часть грузов. В РЖД одной из причин также называют излишек новых вагонов, простаивающих на путях.
Виталий Аньков/ РИА Новости

Железная дорога всегда была в числе лидеров по грузоперевозкам, однако сейчас часть грузопотока в китайском направлении перетекла на автотрассы. "За последние два года автоперевозки из Китая в Россию стали наиболее прогнозируемым по срокам наземным способом доставки", - рассказал "РГ" совладелец и замдиректора ПЭК Вадим Филатов. Это произошло, в том числе, из-за инфраструктурных барьеров на железной дороге. Так, средний срок доставки грузов из КНР прямым железнодорожным сообщением вырос с 18-25 дней в июле-августе до 35-40 дней в ноябре-январе.

Объем импорта из Китая существенно превышает экспортные показатели, поэтому китайская сторона сталкивается с нехваткой контейнеров, железнодорожных платформ и вынуждена ожидать их прибытия из России, отметил эксперт. Нехватка мощностей привела также к тому, что в портах Дальнего Востока компании ожидали обработки и перестановки контейнеров с морского на железнодорожный транспорт не менее 25 дней. Из-за этого в январе средний срок мультимодальной доставки, по морю и железной дороге, увеличился на 30% по сравнению с августом прошлого года, до 55-60 дней.

На недавней встрече с министром транспорта Романом Старовойтом президент Владимир Путин поинтересовался, почему на железной дороге "погрузка немножко припала". Глава Минтранса подтвердил снижение на 4% и сообщил, что над исправлением ситуации в министерстве работают совместно с РЖД, грузоотправителями и операторами вагонов.

Позже замглавы РЖД Михаил Глазков раскрыл некоторые подробности такой работы. На брифинге с журналистами он, в частности, сообщил, что почти треть грузовых вагонов, находящихся сейчас на сети РЖД, - лишние. "Постоянное наращивание объемов парка вагонов привело к тому, что на 1 января 2025 года мы имеем 1,382 млн вагонов, которые находятся на путях общего и необщего пользования на сети железных дорог. Такого никогда не было ни при МПС, ни при Российских железных дорогах, - заявил Глазков. - На февраль парк, необходимый для перевозки предъявляемого груза, составляет 970 тыс. вагонов. То есть уже порядка 400 тысяч вагонов - это излишний парк, который находится на путях общего пользования и оказывает влияние на перевозки".

Он уточнил, что в избытке сейчас полувагоны и нефтебензиновые цистерны, при этом есть дефицитный специализированный подвижной состав: минераловозы, зерновозы, "бочки" для перевозки метанола - именно на их изготовлении стоило бы сконцентрировать работу вагоностроительным заводам. Пока же избыточные полувагоны (открытые вагоны с высокими бортами, предназначенные для навалочных грузов) используют для перевозки контейнеров - в 2024 году холдинг увеличил такие перевозки с Дальнего Востока в два раза.

При этом замглавы РЖД подчеркнул, что нет задачи всеми силами убрать с путей профицитные вагоны. По его словам, сейчас ведется работа по более тщательному нормированию нахождения порожнего подвижного состава на рейсе, обсуждается подписание договоров с крупными железнодорожными операторами для упрощения и оптимизации работы на сети, налаживается взаимодействие с собственниками подвижного состава.

"Сегодня уже более 116 тыс. вагонов с путей общего пользования по договорам были направлены в длительный отстой на пути необщего пользования", - уточнил Глазков. Сейчас принудительная эвакуация вагонов, не определенных для целей перевозки и мешающих движению, возможна только с припортовых станций. В РЖД рассчитывают расширить список таких станций почти в 10 раз, включив в него все погранпереходы, предприятия непрерывного цикла и крупнейшие станции погрузки и выгрузки. "Наше предложение включает 747 станций. На данный момент вопрос рассматривается вместе с Минтрансом", - сказал Глазков.

Кроме того, для задействования избыточных мощностей РЖД со 2 февраля ограничили прием порожних вагонов со стороны сопредельных железнодорожных администраций. Эта мера будет действовать, по крайней мере, весь февраль. Она не касается вагонов российской приписки, которые возвращаются из-за рубежа в порожнем состоянии, а также вагонов, следующих транзитом, и не должна повлиять на обеспечение подвижным составом грузоотправителей, считают в холдинге.