С чем связан успех китайских IT-специалистов, обошедших американцев в создании ИИ

Самая громкая новость последних дней - успех китайской IT-компании, выпустившей свою нейросетевую модель DeepSeek R1, которая всего за несколько дней стала самым скачиваемым приложением в Apple Store. Мало того что приложение доступно всем и легко адаптируется под разные задачи, умеет работать с изображениями, текстами, аудиофайлами, понимает огромное количество языков и имеет множество полезных функций, так еще по сравнению с американским "флагманом" ChatGPT оно практически бесплатно для большинства пользователей. Акции американских конкурентов рухнули, потери исчисляются сотнями миллиардов, и сам Дональд Трамп признал, что китайские IT-специалисты "сделали" американских коллег... С чем же связан такой успех?
Роботы Сяо Цун разговаривают и играют с учениками на занятиях в школе иностранных языков Hailiang в Шаосине, провинция Чжэцзян, Китай.
Роботы Сяо Цун разговаривают и играют с учениками на занятиях в школе иностранных языков Hailiang в Шаосине, провинция Чжэцзян, Китай. / Gettyimages

Павел Дуров, сделавший многомиллиардное состояние на IT-проектах, считает, что успех китайского стартапа логичен, и объяснил его более эффективной системой образования в Китае по сравнению с принятой в западных странах, прежде всего в США.

При этом Дуров подчеркнул, что систему обучения в школах и вузах китайцы выстраивали по принципам советской.

"Многие удивляются тому, как быстро Китай догнал США в области искусственного интеллекта. Однако прогресс Китая возник не на пустом месте. Китайские школьники уже давно побеждают на международных олимпиадах по математике и программированию. Когда дело доходит до подготовки выдающихся специалистов по естественным наукам, китайская система среднего образования превосходит западную. Это способствует жесткой конкуренции между студентами - принципу, заимствованному из высокоэффективной советской модели", - написал Дуров в своем telegram-канале. А на Западе, по его словам, принята другая, "щадящая" модель, нивелирующая соревновательный принцип.

Отсутствие конкуренции демотивирует лучших учеников

"Большинство западных школ не поощряют конкуренцию, запрещая публиковать оценки и рейтинги учащихся. Причина понятна - чтобы защитить учеников от давления или насмешек. Однако такие меры также, и это ожидаемо, демотивируют лучших учеников. Победа и поражение - две стороны одной медали. Устраните проигравших - и вы устраните победителей", - считает Дуров. Он настаивает, что для любых старшеклассников абсолютно естественно относиться к учебе как к соревновательной игре.

"Отсутствие прозрачности в успеваемости учеников может сделать учебу бессмысленной для амбициозных подростков. Неудивительно, что многие одаренные дети сейчас находят соревновательные игры более увлекательными - по крайней мере, в видеоиграх они могут видеть, какой рейтинг занимает каждый игрок", - говорит Дуров.

Хвалить всех детей вне зависимости от результатов учебы - это значит обеспечить им психологический комфорт, этакие "тепличные условия". Но когда такие дети взрослеют и начинают строить карьеру в условиях реальной и жесткой конкуренции, они неизбежно проигрывают. "Говорить всем ученикам, что они чемпионы независимо от успеваемости, может показаться добрым поступком, пока вы не задумаетесь о том, как быстро реальность разрушит эту иллюзию после окончания школы. В реальной жизни всегда работают публичные оценки и рейтинги - будь то в спорте, бизнесе или науке. Тесты искусственного интеллекта, демонстрирующие превосходство DeepSeek, являются одним из таких публичных рейтингов. И их будет еще больше. Если система среднего образования США не подвергнется радикальной реформе, растущее доминирование Китая в области технологий кажется неизбежным", - заключил Дуров.

Комментарий

Конкурент за партой

Соревновательный принцип и в советском быту: стань примером для младших. А. Хмельницкий, "Опоздал", 1951 г. Фото: Соцсети

Дает ли преимущество использование механизмов конкуренции при обучении? С таким вопросом "РГ" обратилась к школьному психологу, руководителю службы психологической поддержки московской школы N 58 Людмиле Авдеевой.

По ее словам, конкуренция наравне с кооперацией - два взаимодополняющих механизма социальной жизни. Оба - в природе человека. И отказ от одного из них существенно обедняет и процесс, и результат деятельности.

- Мне довелось поработать в двух школьных парадигмах. В одной было много конкуренции, в другой - много кооперации, - рассказала Людмила Авдеева. - И результативность первой, безусловно, была выше. Я сейчас про баллы на ЕГЭ, про олимпиады и прочее. Но при этом в первой школе активно формировалась идентичность ребенка как именно ученика этой конкретной школы, вот это школьное "мы". Кроме того, там развивались так называемые вертикальные связи через сообщества. Думаю, именно сочетание кооперации и конкуренции дало им преимущество.

Вторая школа из профессионального опыта Авдеевой уже на этапе замысла противопоставлялась идее всего советского, и конкуренции в том числе.

- Там вместе с водой, кажется, выплеснули ребенка. Страх сравнения, полное избегание фрустрации, оказывается, не равны бережному отношению к чувствам ребенка, - отмечает психолог. - Напротив, нередко содержание в "вате" инфантилизирует и делает человека более уязвимым в большом мире. На мой взгляд, как всегда, важен баланс. Соревновательность очень повышает мотивацию. При этом линий для соревнований должно быть много. Здесь ты лучше решаешь примеры, зато я быстрее бегаю или круто выступаю на конференциях.

То, о чем говорит Павел Дуров, действительно имеет место. Более того, сегодня российское школьное образование снова начинает обращаться к принципам советской школы.

"Современная российская система школьного образования основана на лучшем опыте советской школы, которая признана в мире одной из лучших и давала лучшее в мире образование, - отмечал в одном из интервью "РГ" министр просвещения Сергей Кравцов. - Наша национальная система образования вернет ту былую славу, которая была у советской школы".

Советы психолога

1. Необходимо одновременно с конкуренцией учить кооперации - мы в команде объединяемся, чтобы обогнать другую команду. Именно такой подход разумен и эффективен.

2. Где много конкуренции, важны сильная психологическая служба и мощная родительская поддержка во избежание формирования перфекционизма.

3. Наряду с объективной оценкой важно давать справедливую оценку, то есть оценку усилий ребенка, - это задача родителей. А научить их этому может психолог.