Новые платные дороги в Кыргызстане помогут избавиться от заторов

Дорожную сеть вокруг и внутри крупных населенных пунктов республики разгрузят платными автомагистралями. К такому решению в Кыргызстане могут прийти, взяв на вооружение опыт города Узген. Об этом заявил заместитель министра транспорта и коммуникаций Бекназар Базаралиев.

Платную дорогу у города Узген открыли в прошлом году. Ее ввели в эксплуатацию, чтобы разгрузить улицы этого населенного пункта, в котором из-за грузовиков, следующих транзитом, возникали пробки. Бюджет средствами на решение проблемы не располагал, поэтому привлекли деньги инвесторов. С их помощью построили объездную трассу, по которой теперь следует основной поток машин в другие города и села.

Протяженность новой дороги - 14 километров. По словам чиновника, она содержится на средства, собранные в качестве оплаты за проезд. С каждого двуосного грузовика без прицепа взимается по 350 сомов, с большегрузов - по 700.

- На сегодня это единственная платная дорога, введенная в эксплуатацию в Кыргызстане, - отметил Бекназар Базаралиев. - Но есть еще несколько проектов. Например - объездные трассы вокруг городов Ош и Ноокат.

Платными вместе с тем планируется сделать и некоторые участки альтернативной дороги Север - Юг. Она соединила города Балыкчи (Иссык-Кульская) и Джалал-Абад (Джалал-Абадская область). Официально ее планируют открыть в первой половине текущего года. А поскольку эксплуатационные расходы на эту трассу высоки, как и затраты на строительство в условиях сложного горного ландшафта, часть их предполагается компенсировать за счет платных участков.

- Мы ориентируемся на требования законодательства, согласно которым у платной дороги должна быть альтернатива, - отметил ранее первый замминистра транспорта и коммуникаций Талантбек Солтобаев. - Также будет рассмотрена возможность введения льгот при оплате за пользование такой дорогой для жителей сел, вдоль которых она проходит.

Объездная трасса вокруг столицы Кыргызстана, в свою очередь, останется для проезда бесплатной. При этом в текущем году ее планируют значительно расширить и модернизировать, сделав шестиполосной. Как сообщил вице-мэр Бишкека Жамалбек Ырсалиев, план реконструкции уже готов. Он. по его словам, курируется горадминистрацией совместно с министерством транспорта.

- Дорожные работы начнутся весной и завершатся осенью, - подчеркнул он. - Реализацией проекта будет заниматься отечественная компания.

Средства на это выделяет республиканский бюджет. Реконструкция предполагает не только расширение самой трассы, но и создание более удобных развязок вместо существующих, на которых из-за интенсивного движения возникают пробки.

По данным парламентского комитета по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству, объездная или кольцевая дорога вокруг Бишкека может пройти по маршруту через села Новопокровка (пост ГАИ) - Байтик - Джал - Военно-Антоновка (пост ГАИ) - жилмассив "Дордой". Ее протяженность составит около 47 километров. Путь по этой дороге может занять всего 35 минут. На данный момент для того, чтобы добраться из одной точки на обозначенном "кольце" до противоположной, приходится ехать через весь город и тратить на это порой около двух часов.

- Только в период с июля по сентябрь 2024 года каждый водитель в Бишкеке простоял в пробках в среднем 777 часов, - утверждает член парламентского комитета, депутат Марлен Маматалиев.

На средства республиканского бюджета в течение 2025 года планируется реализовать и еще несколько ключевых инфраструктурных проектов. В их числе - ремонт участка стратегической автомагистрали Бишкек - Ош в Суусамырской долине, строительство отрезка трассы Ош - Баткен - Раззаков, реконструкция дороги Лебединовка - ГЭС-5.

Дорожная сеть внутри столицы, в свою очередь, в ближайшее время будет развиваться путем привлечения средств из внешних источников. В мэрии Бишкека рассчитывают на помощь со стороны КНР. "Мы направили на рассмотрение китайской стороны проекты по созданию трех транспортных развязок, - заявил глава горадминистрации Айбек Джунушалиев. - Как только новый посол Китая в Кыргызстане в полной мере ознакомится с работой, надеемся, дело пойдет быстрее. Мы постараемся, чтобы реализация проектов началась уже в этом году".

Речь на данный момент идет о создании трех развязок. Они, как ожидается, появятся на пересечениях улиц Жибек Жолу, Фучика, Профсоюзной; Фучика, Толстого, Баха; Молодой Гвардии, Толстого.

Тем временем

В 2024 году министерство транспорта и коммуникаций отремонтировало более тысячи километров дорог. Об этом сообщили в ведомстве.

По данным минтранса КР, завершено строительство и введено в эксплуатацию 17 автомостов. На средства государственного бюджета ведется строительство дорог Балыкчи - Боконбаево - Каракол, Нарын - Баетов, Ала-Бука - Жаны-Базар - Кировка, Ош - Баткен - Раззаков и других. Начаты работы над строительством магистрали международного значения Барскоон - Уч-Турфан - Аксу, завершено строительство 58 километров временной трассы. Также по поручению президента КР начата прокладка дороги к самому отдаленному селу Кыргызстана - Зардалы.

В целях развития туристической отрасли министерство также занималось улучшением состояния автотрасс, ведущих к туристическим объектам. В частности, отремонтированы дороги к горнолыжной базе "Каракол", ореховому лесу Арстанбап, озеру Сары-Челек, пансионатам на берегу озера Иссык-Куль, а также к оздоровительным центрам "Теплые ключи" и "Иссык-Ата" в Чуйской области. Кроме того, в рамках программы развития внутреннего туризма построены и введены в эксплуатацию центры обслуживания отдыхающих в Балыкчи, Боконбаево, Тосоре, Теплоключенке и Тюпе.