Китайская коллекция Эрмитажа насчитывает несколько десятков тысяч предметов. Выбрать из такого многообразия произведений тройку, которая бы максимально ярко передавала культуру и историю Срединного государства (как китайцы называют свою страну), оказалось настолько непростой задачей, что решали ее сразу несколько отделов и служб музея.
Специалисты обратили внимание в первую очередь на шедевры, происхождение которых связано с обменом дипломатическими подарками между Россией и Китаем. Над созданием макетов в течение полугода трудилась команда художников и скульпторов. Вручную мастера скрупулезно воссоздали текстуры и материалы экспонатов.
Каждый предмет сняли со всех ракурсов при помощи 3D-сканера. Такая технология позволяет сделать трехмерную цифровую копию, полностью повторяющую пропорции и мельчайшие детали оригинала. Дальше созданную виртуальную модель воспроизвел 3D-принтер. Самый сложный этап - превращение простой пластиковой модели в убедительную имитацию исходника.
Так, скульптура популярного даосского божества долголетия Шоусина вырезана из бамбука китайским мастером в XVIII веке. На вид высота оригинала не превышает 20 сантиметров, но при этом изваяние имеет множество мельчайших деталей. Фигуру божества окружают девять мальчиков, держащих в руках символы долголетия и благополучия. Чтобы все посетители смогли целиком изучить произведение и рассмотреть его с разных сторон, макет сделали больше оригинала.
- Художник расписывал копию вручную, глядя на фотографии подлинной статуи с обзором на 360 градусов. Мастер старался повторить каждый мазок и цветовой оттенок, - рассказывает Юлия Андриевич, руководитель компании "Inclusive Division", изготовившей копии.
Совсем иного подхода потребовал самый необычный среди представленных экспонатов - жуи XVIII столетия. У этого предмета нет аналогов в других культурах. По форме он напоминает необычно изогнутый жезл, украшенный благожелательными узорами. Жуи не имеет утилитарной функции, единственное его назначение - желать блага владельцу такого скипетра.
Оригинальный жуи выполнен из цельного куска нефрита. Повторить глубину и полупрозрачность натурального камня не удалось, но все изображения на предмете в точности скопированы.
Китайскую культуру невозможно представить без фарфора - материала, изобретенного в этой стране. Поэтому третий тактильный макет копирует расписную фарфоровую флягу XVIII века. На тулове шедевра изображен кобальтовый дракон с пятью когтями, что отсылает к истории дипломатических отношений между императорскими дворами Китая и России.
- Это высший пилотаж. Предметы очень качественные и приятные на ощупь. Больше всего мне понравилась скульптура божества. Несмотря на сложность и многодетальность, статуя Шоусина получилась понятной для восприятия, - поделилась с корреспондентом "РГ" эмоциями посетительница экспозиции Лариса Павлова. Женщина - инвалид первой группы и полностью не видит с восьми лет.
Незрячие гости смогли прикоснуться не только к тактильным макетам экспонатов, но и к китайским музыкальным инструментам. На торжественную презентацию пригласили этнический ансамбль Mama Nature, который весь вечер играл китайские народные мелодии. Среди инструментов - гучжэн - традиционное китайское многострунное щипковое музыкальное устройство. Знакомый многим гонг. Разновидность губного органа с пронзительным звуком - хулуси. И ханг - ударный инструмент, состоящий из двух соединенных между собой металлических тарелообразных частей. Слепые и слабовидящие посетители отметили, что гибкие и выразительные мелодии помогли еще лучше проникнуться искусством Китая.
Тактильные экспонаты, музыка, люди вокруг - это все то, что дает возможность посетителям, требующим особого внимания, удовлетворить простую, привычную всем потребность в прекрасном.
Инклюзивный фестиваль в Эрмитаже продлится до 16 февраля. Сотрудники музея проведут мастер-классы и новую интерактивную программу "В поисках пяти символов счастья". Глухие и слабослышащие гости смогут посетить экскурсии и лекцию о китайском театре на русском жестовом языке.
Также в программе фестиваля творческие встречи и медитации с незрячими художниками.
Тактильные копии знаковых экспонатов есть практически во всех российских музеях. Для выставки "Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции" в ГМИИ им. Пушкина были созданы три тактильных макета. Здесь же проходила тактильная выставка "Видеть невидимое", на которой представили тактильные копии картин из коллекции музея - "Благовещение" Сандро Боттичелли, "Мадонна с младенцем" Лукаса Кранаха Старшего, "Натюрморт с атрибутами искусств" Жана-Батиста Симеона Шардена, "Нападение ягуара на лошадь" Анри Руссо, "А, ты ревнуешь?" Поля Гогена и "Старый еврей с мальчиком" Пабло Пикассо. В Третьяковской галерее работает специальная программа для людей с ограничениями по здоровью "Добрый музей", а в музее Аполлинария Васнецова, который является частью Третьяковки, доступны тактильные модели.
Реалистичные 3D-модели Царь-пушки и Царь-колокола, Успенского и Архангельского соборов есть у Музеев Московского Кремля. Без тактильных станций не обходится ни одна выставка Музея русского импрессионизма - здесь экспериментируют с ольфакторными композициями (с их помощью, например, можно ощутить запахи лета с пейзажа на выставке "Журнал красивой жизни") или предлагают тактильные копии фрагментов картины с текстовым описанием шрифтом Брайля на выставке "Отличники". У входа в Архиерейские палаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника стоит бронзовая пятисоткилограммовая копия Суздальского кремля.
Подготовила Наталья Соколова