Власти Алтайского края учредят своего регоператора по обращению с отходами

Алтайский край войдет в число регионов, где работу с твердыми коммунальными отходами поручат государственному предприятию. Губернатор Виктор Томенко поставил правительству края задачу - к маю 2025 года создать компанию с краевым участием, которая будет выполнять функции регионального оператора по обращению с ТКО.

Несколькими днями ранее о таких планах на совещании с главами муниципалитетов сообщил министр строительства и ЖКХ региона Иван Гилев. "По закону, без конкурса статус регоператора может быть присвоен минстроем Алтайского края государственным и муниципальным предприятиям, имеющим лицензию на транспортирование ТКО", - уточнили тогда в министерстве.

Как пояснил Виктор Томенко в своем телеграм-канале, поводом для такого решения стало "подробное изучение ситуации в Рубцовской и в Каменской зонах, где этой зимой не состоялись конкурсы по выбору регоператора из-за отсутствия заявок".

В Алтайском крае создано семь зон по обращению с ТКО. В Рубцовскую и в Каменскую входят города Рубцовск и Камень-на-Оби, а также восемнадцать сельских муниципальных районов, в которых в общей сложности проживает 350 тысяч человек. Нынешний региональный оператор - ООО "Автотранс" - на следующей неделе прекратит работу, которой занимался с 1 января 2023 года. В ноябре 2024-го межведомственная комиссия минстроя и минприроды Алтайского края приняла решение расторгнуть соглашение с компанией, так как "Автотранс" не предоставил безотзывную банковскую гарантию, которую регоператор обязан ежегодно направлять в качестве обеспечения исполнения обязательств по оказанию коммунальной услуги. Попытка найти замену путем проведения в декабре конкурсного отбора успехом не увенчалась.

По сообщению краевого минстроя, временно - до создания нового регоператора - вывоз мусора в муниципальных образованиях Рубцовской и Каменской зон "будет осуществляться в рамках режима повышенной готовности - под контролем и при координации правительства Алтайского края". Это означает, что муниципалитеты смогут заключать прямые договоры с компаниями-перевозчиками, у которых есть компетенции и спецтехника. В том числе с действующими регоператорами, работающими в других технологических зонах края.

Виктор Томенко отмечает, что опыт создания органами власти компаний в сфере обращения с ТКО уже есть в ряде российских регионов. В СФО можно привести в пример Хакасию, где в прошлом году республиканское правительство учредило АО "Экопарк". В Новосибирской области статус единственного регоператора в январе прошлого года был присвоен муниципальному предприятию "Спецавтохозяйство".

Между тем к деятельности регоператоров по обращению с ТКО предъявляют все новые претензии. Так, на днях Российский экологический оператор сообщил, что ряд компаний в Алтайском и Красноярском краях, Кемеровской и Томской областях, Республике Алтай не внедрили в установленные сроки мобильное приложение "Водитель твердых коммунальных отходов", которое позволяет в реальном времени отслеживать вывоз мусора с контейнерных площадок.

"Фото до и после забора мусора, загруженное возчиками в приложение, - наглядная и стопроцентно объективная информация о состоянии площадки, что является подтверждением добросовестной работы", - отмечают в РЭО. По словам генерального директора Российского экологического оператора Дениса Буцаева, эти участники рынка "рискуют попасть в "красную зону" по цифровизации отрасли".

Прямая речь

Виктор Томенко, губернатор Алтайского края:

- Новая организация, согласно заключениям специалистов, должна сделать работу с ТКО более надежной и предсказуемой. Данным механизмом успешно пользуются в некоторых регионах нашей страны. Важно, чтобы были детально проработаны все нюансы - этим займется министерство строительства и ЖКХ края. Речь идет и об организационных вопросах, и о четком определении потребностей такой организации - например, в технике, в том числе машинах для вывоза мусора. Требуется планомерно продолжать работу и по улучшению инфраструктуры, и по контролю того, как операторы выполняют свои задачи. Это касается территории всего края, вопрос на постоянном контроле.