Здоровье школьников все больше тревожит и родителей, и врачей. Виной тому и высокие нагрузки в школе, из-за чего дети не успевают как следует отдыхать, гулять, заниматься спортом, и недопонимание родителями многих важных вещей (например, правильного питания). Но важна и роль врачей, которые должны не только лечить уже состоявшиеся болезни, но и заниматься сбережением детского здоровья. И одно из недавних решений - развивать школьную медицину в рамках стартовавшего в этом году нацпроекта "Семья".
На дискуссионных площадках, на слушаниях в Госдуме много говорилось о том, что школьный врач должен не только отвечать за прививки, помогать детям, у которых возникли проблемы с самочувствием в учебное время, отслеживать выполнение утреннего "фильтра" во время сезона ОРВИ, но также заниматься профилактикой заболеваний, в том числе репродуктивной системы. Тем более теперь контроль за состоянием репродуктивной функции включен в план диспансеризации и у взрослых, и у детей.
"Большую часть времени дети проводят в школе, и работа школьного врача - это живое, постоянное сопровождение здоровья ребенка. Мы хотим, чтобы в каждой школе на основании общих требований была определена компетенция школьного врача, которая бы обеспечивала наблюдение за состоянием здоровья школьников, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия", - поясняет вице-спикер Госдумы Ирина Яровая.
В минздраве, в свою очередь, готовят обновление порядка работы школьных медиков. Таких специалистов сегодня не хватает, и решить задачу можно с помощью подготовки бакалавров школьной медицины, в том числе и с помощью целевого набора студентов. Такой образовательный стандарт уже есть, и таких специалистов будут направлять на работу в школьные медкабинеты.
Сейчас школьный врач или медсестра, точнее, организация их работы, находятся в ведении двух ведомств - минздрава и минпросвещения. И в разных школах это происходит по-разному. В некоторых школах есть нормально устроенный медицинский кабинет.
В других школах происходит иначе: врач остается в штате ближайшей поликлиники, но работает в школе. Наконец, большое количество школ (особенно, где учеников мало) медкабинетов вообще не имеют. "Например, в малокомплектных, отдаленных и труднодоступных школах, а также там, где отсутствует возможность лицензирования мед кабинета, школьного врача может вообще не быть в школе на постоянной основе. А если в нем возникает необходимость - помощь дети получают от медперсонала ближайшей амбулатории или ФАП", - пояснили в минздраве.
Кстати, медкабинеты предстоит открыть и оборудовать примерно в 4000 школ.
Что касается разных условий работы школьных медиков - где-то никаких проблем нет, но порой такие специалисты "выпадают" из общих правил организации труда, например, не получают выслуги лет.
В минздраве объясняют: нормативно-правовая база предусматривает, что работающие в школах медики имеют право засчитывать период своей работы с детьми в трудовой стаж, который учитывается при досрочном назначении трудовой пенсии. Но важно, чтобы врач или медсестра были оформлены отделом кадров правильно. Нынешние конфликтные ситуации связаны с ошибками в оформлении таких специалистов в штат.
Решить проблему предлагается с помощью единообразного подхода, пополнив штатное расписание школ должностью "специалиста по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях". Это может быть и врач-педиатр, и медицинская сестра, уровень бакалавриата, но главное, в новой системе координат интересы работника будут полностью учтены и защищены.
Таким образом, по новому порядку школа может включить в штат должности медицинских работников и открыть медицинский кабинет. Но также не исключены и другие модели - не возбраняется организовать оказание медпомощи ученикам, привлекая врачей из ближайших медучреждений.Одновременно предлагается осовременить стандарт оснащения медицинского блока в школах и "конкретизировать и уточнить" обязанности школьных врачей.
Например, опросы родителей показали, что большинству нравится идея проводить диспансеризацию прямо в школе. Потому что сейчас, получив направление, родители должны обходить с ребенком несколько специалистов в поликлинике, тратя много времени. Но в обычном медкабинете провести полноценное обследование нереально. Выручат передвижные медпункты с бригадами врачей, которые смогут приехать прямо к школе. Как сообщила замминистра здравоохранения Евгения Котова, в рамках нацпроекта будет закуплено 500 таких мини-поликлиник.
Константин Тхостов, директор лицея № 369 (Санкт-Петербург), глава Санкт-Петербургского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Всероссийское Педагогическое Собрание":
- Сегодня мы вообще не имеем медицинского сопровождения образовательного процесса. У нас до сих пор работают нормативы советского времени: на одну ставку медсестры - 500 детей, а на одну ставку врача-педиатра - 1000 детей. Поэтому в детских садах медсестры как правило приходящие. Медиков в школах, детских садах - нет. Проблему надо решать. Изменение их наименования, их должности приведет к тому, что и без того не желающие идти работать в школьную медицину, не пойдут туда по причине того, что если врач - понятная номенклатура, медсестра - понятная номенклатура, то "специалист по оказанию медпомощи…" - это несуществующая должность в номенклатуре должностей Роструда.
Владимир Шкарин, ректор ВолгГМУ, доктор медицинских наук, профессор, сопредседатель регионального Штаба Народного фронта в Волгоградской области:
- Запрос на такого специалиста в регионах острый, что подтверждают и многочисленные мониторинги, проводимые нами в рамках деятельности Народного фронта. Об этом открыто говорят родители - отдавая ребенка, например, в школу, они справедливо переживают за своевременность и качество оказываемой ему, в случае необходимости, медицинской помощи. Ведь в ряде образовательных организаций, давайте говорить честно, штатного медика просто нет. Поэтому инициатива Минздрава своевременна и логично укладывается в стратегию оказания медицинской помощи детям и подросткам.
Марина Денисова, депутат Законодательного Собрания Вологодской области:
- О возвращении медиков в школы говорят уже несколько лет. Мы, как региональные депутаты, тоже обсуждаем идею открытия кабинетов. Убеждена, если обсуждать с девочками темы женского здоровья, создания семьи, это может позитивно сказаться на решении проблемы рождаемости в будущем.
Антон Рыжий, главврач детской поликлиники №8 Челябинска:
- Подобная инициатива, вероятно, нужна в тех регионах, где в школах не хватает медработников, и они вынуждены решать эту проблему самостоятельно, что, на мой взгляд, в корне неверно: медицинское обслуживание для школы - непрофильная деятельность. На Южном Урале работают более прогрессивные подходы: поликлиника получает в школе медицинский блок и оформляет для него лицензию на оказание педиатрической и сестринской помощи. Соответственно медработники получают все необходимые выплаты как штатные сотрудники медучреждений. Кроме того, осуществляется эффективное взаимодействие между образовательным и медицинским учреждением, к которому прикрепляются учащиеся. Сегодня мы выступаем за расширение функционала школьных медблоков, чтобы компенсировать дефицит площадей в детских поликлиниках.
Подготовили Михаил Пинкус, Марина Чернова, Роман Мерзляков, Владислав Краев