Видится проблеск надежды на поиск потерянного взаимопонимания между Россией и США
Николай Долгополов: Обмен - это тоже дипломатия
Заместитель главного редактора "Российской газеты" Николай Долгополов.
Заместитель главного редактора "Российской газеты" Николай Долгополов. / РГ
Обмены существовали во все времена. И обмен в 1962 году полковника-нелегала Рудольфа Абеля, он же Вильям Фишер, на американского летчика-шпиона Фрэнсиса Гарри Пауэрса стал совсем не первым. Зато, уж точно, наиболее известным.

Обмен - одна из форм многогранной дипломатии. Меняли не только разведчиков, но и политических деятелей, их наркодилеров… ради того, чтобы выручить попавших в беду соотечественника. В то же время обмен показывает: даже государства, находящиеся не в лучших отношениях друг с другом, могут прибегнуть к такой форме взаимодействия. Вселяет надежду: ведь если пошли на такой шаг, то, может, в каком-то скором или не очень будущем последует некое общение, смягчение давно обострившихся отношений.

Так, в Британии была задержана 7 января 1961 года тройка наших разведчиков-нелегалов. Руководителя группы "Бена" - Гордона Лонсдейла, он же полковник Конон Молодый, обменяли в 1964 году на Гренилла Винна - связника предателя Пеньковского. Сложнее пришлось с радистами "Бена" - супругами Моррисом и Лоной Коэнами. Будущие Герои России, они мучились в тюрьмах Ее Величества 8 лет и 10 месяцев. А приговор был суровейший - 25 и 20 лет соответственно. С огромными сложностями пару обменяли на английского шпиона Брукса и двух англичан-контрабандистов, ввозивших в СССР наркотики. Обмен был в нашу пользу. Английские газеты писали: "Мы отдали русским акул, а получили взамен селедку".

Исключительно важный и крупный обмен произошел в 2010 году. По доносу предателя в Штатах были задержаны 10 российских разведчиков, среди них нелегалы Герой Советского Союза Михаил Васенков, а также Андрей Безруков, Елена Вавилова… Наиболее известна из той десятки Анна Чапман - теперь популярная ведущая РЕН ТВ. Договориться тогда удалось быстро, дело даже не дошло до суда. В обмен мы отдали четырех россиян, приговоренных за шпионаж. Среди них и два полковника - один из военной разведки, другой - из внешней.

1 августа 2024 года 8 россиян, находившихся в заключении в США, Германии, Польше и Словении, вернулись в результате обмена на Родину. Среди них и семейная пара разведчиков-нелегалов - это Анна и Артем Дульцевы с двумя маленькими детьми. Вот где от переговорщиков потребовалось и терпение, и мастерство, и умение прийти к согласию не только на уровне двух сторон, а к совместной работе соответствующих органов нескольких разных стран. К примеру, Дульцевы отбывали наказание в Словении.

Не все предложения о помиловании осужденных встречают понимание. Так, в 1994 году директор Службы внешней разведки академик Евгений Примаков рассказывал нам, что "сейчас, в данной политической ситуации освобождение и обмен Олдрича Эймса (наш ценный агент в ЦРУ - прим. "РГ") нереальны, но могут осуществиться в будущем при более благоприятной политической обстановке". Но в наши дни до нее еще ой как далеко.

В то же время Россия и США в последнее время провели несколько обменов. Весной 2022-го российский летчик Константин Ярошенко, приговоренный к 20 годам заключения, был обменян на американца Тревора Рида. В конце 2022 года Виктор Бут, отсидевший 15 (!) лет из 25 щедро отпущенных в американских тюрьмах, вышел на свободу. Обрела ее и американская баскетболистка Бритни Грайнер, получившая девять лет в колонии за ввоз в нашу страну наркотиков. Наивно думать, будто тогдашний президент Байден наконец убедился в невиновности россиян, все обвинения против которых были надуманны. Конечно, нет. Такого шага потребовала сложившаяся политическая конъюнктура, и советники подсказали "Сонному Джо", как ее лучше использовать.

Несколько в иной плоскости лежит, как мне кажется, нынешний эпизод с американским гражданином Марком Фогелем. Его после освобождения сразу же принял президент Дональд Трамп, сказавший: "Я очень ценю, что они позволили Марку вернуться домой". Не мог не согласиться с этим и сам Фогель, признавший, что "Путин проявил большое великодушие". Имя россиянина, освобожденного в США, станет известно после его прибытия в Россию.

Здесь пусть пока и не отчетливо, но все же видится некий проблеск надежды на поиск полностью потерянного в последние годы взаимопонимания между Россией и США. Нащупываются не пути сближения - нет, не они, а первые подходы.

Процедура обмена исключительно сложна. В России помиловать осужденных может только президент. Это же относится к США и Франции. В Великобритании указы о помиловании подписываются только королевой или королем. Переговоры об обмене всегда держатся в строжайшем секрете. Одно неосторожное слово, случайно всплывшая или намеренно вброшенная информация могут поставить под угрозу многомесячные, а иногда и многолетние усилия всех заинтересованных переговорщиков, не говоря уже о судьбах заключенных. Тут нельзя торопиться, предпринимать резкие шаги, которые могут насторожить чужую сторону. Наша российская дипломатия с ее великолепной школой и другие заинтересованные организации с этим справляются.

Николай Долгополов
Заместитель главного редактора "Российской газеты"
Поделиться