Раскольниковы XXI века. На экраны выходит фильм года "Кончится лето" с Юрой Борисовым

Фильм года "Кончится лето" получился трагедией шекспировского накала
Этот фильм сравнивают с умозрительным кино Балабанова - на мой взгляд, дудки: кино такого эмоционального накала у нас еще не снимали. "Кончится лето" якутских авторов Максима Арбугаева и Владимира Мункуева - самостоятельная, никого не повторяющая работа двух международно признанных талантов.
Проснется ли совесть - ключевой вопрос фильма. Макар Хлебников (Тима) и Юра Борисов (Кеша).
Проснется ли совесть - ключевой вопрос фильма. Макар Хлебников (Тима) и Юра Борисов (Кеша). / Вольга

В ее основе реальный случай, но корнями она уходит и в традиции литературной классики, и в опыт мирового кино, который не заимствован, а усвоен, вошел в плоть и кровь авторов. По жанру - это современная трагедия шекспировского накала, ее итог открывает простор для обобщений и переворачивает душу.

Загрузка...
Премьера фильма "Кончится лето" с Борисовым и Хлебниковым прошла в Москве / Автор:

Арбугаев - оператор, документалист, автор номинированного на "Оскар" фильма "Выход"; Мункуев стал знаменит после взявшего фестивальные призы, но не познавшего широкий экран фильма "Нуучча". Он написал сценарий "Кончится лето", взяв названием строчку из последнего альбома Виктора Цоя - песня звучит в фильме у костра под гитару, потом на финальных титрах.

Это история братьев Кеши и Тима. Первый вернулся в дальний якутский поселок из заключения, второму семнадцать, и он собирается улететь на Большую землю поступать в университет. Отец на пару с приятелем когда-то открыл здесь золотые прииски, но богатств не нажил - живет так же убого, как и все в этой угрюмой дыре. Ненавидит дыру, но менять жизнь поздно - пусть хоть сын поживет как человек.

Кеша надеется найти работу и начать новую жизнь. Его устраивают на прииск - отмывать золотишко. Но принимают его здесь хмуро: зэк, к тому же заносчивый - молчун, а за словом в карман не лезет. Порядки на прииске как в поговорке: один работает - двое надзирают. Ему тупо подложат в карман слиток - и дело о краже готово.

До сих пор действие картины шло неторопливо, даже слегка вразвалку - герой осматривался на воле, а мы осматривались в фильме. Крошка золота, подложенная в карман робы, все изменила. Здесь что-то сломалось в мозгах Кеши. Он надеялся вернуть достоинство, жить по чести, а его вернули к той же реальности зоны. А на зоне как на зоне: зэк бывший стал зэком действующим.

Сорвавшись с этой точки, кино идет не просто по нарастающей - оно раскаляется в ритмах реактивного сопла, перевести дыхание уже не получится. Взявшись подвезти брата Тиму до парома, брат Кеша неожиданно продолжит путь до аэропорта и пойдет брать билет. Тима потрясен: откуда деньги, если на учебу едва наскребли? Он еще не знает, что брат уже запасся золотыми слитками, толкнул их китайцам и тоже планирует новую жизнь.

Он еще не знает, что отныне брат будет оставлять за собой только кровавый след. Что зло на его глазах будет плодить зло…

Кадры из фильма "Кончится лето"
1/10
Фото: предоставлено KION

В чем принципиальное отличие этого кино от стандартных триллеров про бандитов, вчерашних урок, кровь на асфальте, про жизнь, пропитанную насилием? В воздействии фильма нет хладнокровного просчета ремесленника. При том, что умение художников так снайперски точно обусловить зрительскую реакцию заслуживает восхищения - сказывается школа триллеров уровня лучших картин Люмета или Пекинпа. Ключ в том, что авторов занимает не ремесло, которым они владеют в совершенстве (ну, скажу осторожнее - почти), а то, как складываются судьбы героев. Занимают роковые закономерности этих судеб, существующие уже помимо воли сценариста и режиссера, объективно (помните - "Татьяна замуж вышла!"). События фильма неотвратимо вытекают одно из другого, зло нарастает лавиной, эта спонтанность развития действия и выводит картину из ряда вон, делает ее редчайшим образцом человеческой трагедии в кино.

Это трагедия личности, загнавшей себя в тупик. Откуда нет выхода. Выпущенное на волю зло живет уже по своим законам, не подвластным породившему его субъекту. И здесь пора сказать об актерах фильма. Они все, вплоть до эпизодических, существуют в этом симфоническом развитии зла, ни у кого ни одной фальшивой ноты, ничего конфликтующего с текущей реальностью. И все, происходящее в богом забытой зоне, работает на умножение преступлений, все здесь соучастники - не случайно отсюда все мечтают и не надеются когда-нибудь выбраться.

Ненавидит все окружающее и ни на что не надеется отец-вдовец - хороший человек с давно погасшими глазами и философией: надейся только на себя (умная, лично пережитая работа Дмитрия Поднозова). Притерпелся, приспособился довольствоваться малым его напарник (Александр Мосин). Весь в ожидании новой жизни будущий студент Тима. И во всем этом мыкается, пытаясь найти на воле опоры, бывший урка Кеша, с отчаянием смекнувший, что вместо воли нашел новую неволю с ее унижениями, провокациями и ненавистью всех ко всем.

Герой Борисова из вырвавшегося на свободу дылды превращается в насмерть раненного зверя

Камера Максима Арбугаева отчетливо субъективна, она принимает во всем живое участие. Она ловит взгляды. Волчий глаз охранника-досмотрщика. Затравленный глаз увязшего в сетях зла Тимы. Застывший взгляд Кеши, лихорадочно соображающего, что делать дальше. Он меж двух огней: война со всем светом, где нужно опасаться любой тени, - и острое чувство вины перед вовлеченным в преступный круг любимым братом, его единственной теперь опорой. Режиссеры дают время подумать и нам - в эти оцепенелые паузы фильма. Они вообще с редким мастерством сопрягают умело принайтовленные конструкции фильма с буйством его эмоциональных стихий.

Загрузка...
Макар Хлебников, Владимир Мункуев и Максим Арбугаев рассказали о фильме "Кончится лето" / Автор:

Работы Юры Борисова (Кеша) и Макара Хлебникова (Тима) я бы отнес к выдающимся по глубине и личной "пережитости" этих судеб. Это опять-таки редкий в нашем кино случай, когда актеры не играют, выполняя задания режиссеров, а соучаствуют в творчестве, вносят лично свое, только им ведомое и подвластное - индивидуальное. Герой Борисова из вырвавшегося свободу 27-летнего дылды превращается в насмерть раненного зверя в капкане. Герой Хлебникова взрослеет на наших глазах - умному актеру здесь и грим не нужен.

Мы получили фильм, по внешним параметрам как бы укладывающийся в ранжир нашего жанрового кино с его больным интересом к криминалу, но принципиально выламывающийся из этого ряда. Как выламывался Раскольников - герой криминальной хроники, всего только укокошивший старушку топором. Потому что рассказ шел о трещине, расколовшей совесть и общество.

Фильм "Кончится лето" фиксирует температурную кривую, уже проломившую потолок палаты. Как пел Цой: "Идут за годом год, так и жизнь пройдет, и в сотый раз маслом вниз упадет бутерброд".