В Кыргызстане приоткрыли тайны Айтматова

Символичная презентация прошла в Национальном центре детей и юношества (НЦДЮ) "Сейтек" в Бишкеке. На широком экране НЦДЮ состоялся показ документально-игрового фильма "Загадки "Белого парохода". Он создан по мотивам кинокартины, снятой по одноименной повести Чынгыза Айтматова.
На одной сцене собрались пытливые умы, пытающиеся разгадать загадки "Белого парохода".
На одной сцене собрались пытливые умы, пытающиеся разгадать загадки "Белого парохода". / Дмитрий Сагайдак

Лента - дипломный проект магистранта Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета (ВШЖиМК СПбГУ) Амины Куренкеевой. Проект, по ее словам, приурочен к 55-летию повести, которая впервые была опубликована в 1970 году в журнале "Новый мир". Самому же журналу в этом году исполняется 100 лет.

На презентацию кинокартины в "Сейтеке" собрались учащиеся столичных школ, деятели культуры, включая сына Чынгыза Айтматова Эльдара. Он, как выяснилось, тоже был задействован в съемках проекта.

Открывая мероприятие, Амина Куренкеева пригласила на сцену руководителя Русского дома в Бишкеке Альберта Зульхарнеева и руководителя своего дипломного проекта - профессора, доктора филологических наук, кандидата искусствоведения ВШЖиМК СПбГУ Сергея Ильченко.

Альберт Зульхарнеев рассказал, что три года назад - перед началом работы в республике - он на протяжении десяти дней ходил на ретроспективу фильмов по произведениям Айтматова, организованную посольством КР в РФ. И это очень помогло ему постичь культуру и дух кыргызского народа.

- Наша задача - добиться, чтобы дети в наших странах как можно больше читали, - отметил он. - И в том числе произведения Чынгыза Торекуловича. Важно, чтобы книги не пылились на полках, а такие величины, как Айтматов, не становились всего лишь легендами. Их произведения должны оставаться живой классикой, влияющей на нас, заставляющей размышлять.

Руководитель проекта "Загадки "Белого парохода" Сергей Ильченко, в свою очередь, признался, что в Бишкек приезжает не в первый раз, но именно этот его визит особенный.

- Поверьте мне как научному руководителю фильма: Амина воплощала этот проект с необыкновенным энтузиазмом и постаралась отразить наиболее важные идеи и произведения Айтматова, и фильма, снятого по этой повести, - отметил профессор. - Но самое главное, что соавторами этой картины стали юные кыргызстанцы. Это уникальный случай в документалистике.

Картина, и об этом можно судить в том числе и по реакции зрителей, удалась! Задействованные в ней дети после просмотра оригинальной ленты - "Белого парохода" - обращаются к сестре писателя Розе Торекуловне, его сыну Эльдару, оператору Манасбеку Мусаеву, автору книги об Айтматове "Человек-вселенная" Леониду Сумарокову.

Герои задают, возможно, наивные, но очень важные вопросы. Например, почему именно посредством сказок Чингиз Торекулович рассказывал о проблемах общества, о каких именно, что общего между записанной известным ученым ХIХ века Чоканом Валихановым легендой о Матери-оленихе и интерпретацией Айтматова, почему мальчик - герой картины - хотел стать рыбой. В фильме прозвучали и личные вопросы: каким был писатель с детьми, помогал ли он им делать уроки, какие сказки рассказывал.

Вопросы звучали и вне рамок документальной картины - уже после ее показа. На них со сцены зрительному залу отвечали Эльдар Айтматов, Манасбек Мусаев и Леонид Сумароков.

Вместе с тем

Еще одним гостем показа стала Динара Жумабаева - вице-президент Иссык-Кульского форума, созданного еще в советское время по инициативе Чынгыза Айтматова. Она выразила надежду, что благодаря таким проектам, как "Загадки "Белого парохода", молодое поколение станет больше интересоваться творчеством писателя. Динара Жумабаева передала большой привет и слова благодарности от президента форума, сына великого писателя Аскара Айтматова.

Кстати

Альберт Зульхарнеев подчеркнул, что Амина Куренкеева получила высшее образование и продолжает обучение в магистратуре по программе Россотрудничества и квотам правительства России. Он призвал всех абитуриентов и школьников, присутствовавших в зале, внимательнее присмотреться к возможностям, предоставляемым таким сотрудничеством между странами. И, конечно, вдохновиться примером Амины.