Как сообщает исследователь Д. Е. Крапчунов, имя "Масляная седмица", то есть Масляная неделя встречается в русских текстах и летописях начиная с XI века. Напомню: слово "седмица" на церковнославянском языке означает семидневный цикл, то есть по-нашему неделю. А вот слово "неделя" на церковнославянском - это воскресенье, день, посвященный Богу, день, когда ничего не делают. Итак, наши предки знали Масляную седмицу (неделю) уже в XI веке, причем знали ее в церковном контексте. Использовали русские и другое название Масляной седмицы - Маслопуст. Первый корень этого слова всем ясен - он про масло. А вот второй происходит от глагола "отпускать". То есть Маслопуст - это время, когда мы "отпускаем" масло, едим его уже в последний раз перед постом. Еще одно имя - Сырная седмица (неделя) - говорит о том, что в эти дни еще можно есть сыр (кстати, основное блюдо наших предков на Масленицу, но об этом позже), молочное и яйца.
И заканчивая с именами Масленицы, скажу, что в "Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля" упоминаются: Масляна, Масляница (Масленица), Масляная, Масленая неделя, Сырная неделя, Неделя до Великого поста.
Как утверждает фольклорист Д. Е. Крапчунов, в древнерусском языке слово Масленица еще не встречалось и появилось оно только в церковнославянском. А значит говорить о языческих корнях праздника - грешить против истины.
В СМИ последние годы часто публикуют календарь Масленицы, где вторник называется Заигрыши, среда - Лакомка, четверг - Разгуляй, пятница - Тещины вечерки, суббота - Золовкины посиделки, воскресенье - Прощеное воскресенье. Тут же праздничные заботы наших предков расписываются буквально по дням: мол, на Заигрыши холостые парни знакомились с девушками, в среду, на Лакомку, - женатые ходили к теще на блины, в четверг начинались кулачные бои и так далее. Этнографы утверждают: единственно правдивая информация здесь - про Прощеное воскресенье. Оно действительно завершает Масленицу. Все остальное - фейки. Но не будем обвинять в них журналистов, первоисточник данного расписания Масленицы - произведения этнографа XIX века Ивана Сахарова, которые, увы, не были подтверждены последующими экспедициями. Пытаться руководствоваться таким "распорядком" нелепо.
Нет, это сейчас СМИ приписали блинам такую честь, а вот у наших предков все было иначе. Ни Домострой, ни "Книга яств во весь год в стол подаваемых" не упоминают блины как традиционное лакомство Масленицы. Почему? Да просто блины, с одной стороны, были блюдом, которое всегда подавалось на поминки. А с другой - в силу дешевизны и быстроты приготовления, это был своего рода фастфуд, еда обыденная. Блинщики - продавцы блинов - работали без продыха не только на Масленицу, в любой день. Кстати, и блины были не те, что сейчас.
Блины были толстые, больше похожие на лепешечки. Так как их выпекали (не жарили, а пекли) в русских печках, то переворачивать их было не надо, они и без этого пропекались с двух сторон. Чаще всего это были гречишные блины - темные, толстые, на солнце похожие не более, чем дно сковороды, на которой они выпекались. В честь праздника богатые люди могли позволить себе блины из белой муки. Разнообразили любые блины начинками - припеками. Этнографы насчитали таковых более сорока. Перечислять все это благолепие любого праздника не буду - итак еле сдерживаюсь, чтобы не рвануть на кухню. Впрочем, к сожалению, культура приготовления всех этих припеков утеряна. А жаль!
Нет, фейк. Который "запустил" А.И. Куприн. Вот как Александр Иванович описывал русский блин в романе "Юнкера", опубликованном в 1933 году: "…тысячелетний блин, внук Дажбога. Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее всесогревающее солнце, блин полит растопленным маслом, - это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей…" Талантливо прописанный художественный образ, не имеющий под собой никакой научной основы, прижился и до сих пор вдохновляет журналистов на всякого рода выдумки. Но, повторюсь, поедая блины, наши предки никак не связывали это с приобщенности к солнцу, весеннему плодородию и прочему. Для таких утверждений научных доказательств не существует.
Каких-то особых, именно масленичных, рецептов блинов нет, праздничные блины из белой муки могли выпекать и в другие дни. В народных песнях Масленицы блины почти не упоминаются: в них Масленицу встречают с сыром, маслом, с хлебом, медом и яйцами. Масленичными лакомствами скорее были разнообразные виды выпечки: сдобные орешки, сдобная пряженая выпечка (что-то наподобие хвороста), перепечи - особые ватрушки из ржаной муки со всевозможными начинками: рыбными, сырными, грибными, овощными, фруктовыми. Но только не мясными. С мясом покончили, его "отпустили" еще накануне, в Мясопустную неделю.
Запивали эти шедевры русских хозяек травяным сбитнем, медовухой, взваром - компотом из сухофруктов, пивом. Столы ломились от угощенья - в ходу была поговорка: "Хоть с себя заложи, а Маслену проводи" (т. е. хоть последнюю рубашку с себя заложи, но Масленицу отметь). Алкоголь на Масленицу не запрещался. Хотя пьянство порицали, припечатывая выпивох меткой поговоркой: "Пил на Масленицу, а с похмелья ломало на Радуницу".
Все, кроме мясных продуктов. И обратите внимание, как Церковь постепенно готовит нас к Великому посту: сначала, на Сырной седмице (неделе), мы отказываемся от мясной пищи, но можем есть молоко, творог, яйца, масло и сыр и уж только потом вступаем в Великий пост, когда запрещаются и эти продукты.
Нет. Еще один фейк, явное искажение Масленичных обрядов. Сжигание чучела было явлением редким, локальным, без праздничного настроя. Ну нет исторических источников, изображающих это действо - как катались на тройках на Масленицу есть множество картин, стихотворений, песен, рассказов и свидетельств. Как устраивали кулачные бои и катание с ледяных гор - тоже хватает. А вот изображение горящего чучела всего одно - картина Васнецова 1920-го года, написанная не с натуры, а изображающая некое предполагаемое, фантазийное событие.
Поэтому как минимум странно, когда сейчас эту "традицию" усиленно возрождают - видимо, чтобы пожарным служба медом не казалась. Участвовать в подобных забавах бессмысленно и глупо.
Нет, и это фейк. Время Масленицы зависит не от времени года, а от даты Пасхи и всегда отстоит от нее на восемь недель. И если Светлое Воскресенье в апреле, Масленица в феврале - какая уж тут весна! Так же нелепо звучит утверждение о том, что на Масленицу наши предки радовались приходу весны. Нет, весна для крестьян была самым голодным, самым тяжелым периодом - запасы все подъели, а новое еще надо посеять да вырастить. Нет, Масленица посвящена не весне и даже не возрождению природы. А чему?
Для начала давайте вспомним, что в субботу, предшествующую Масленице, в храмах поминают усопших, причем не только родных и близких, но всех "усопших в благочестии и правой вере" - от Адама до наших дней. А особенно тех, кто погиб смертью внезапной, не получив церковного отпевания. Молясь за них, верующие включаются в общую историю человечества, становятся сопричастными к миллионам тех, кто жил до них.
Воскресная служба, предшествующая Масленице, была посвящена Страшному суду, напоминая о том, что все смертны, все предстанут перед Судом Божьим. Верующих призывали к духовному трезвлению, то есть к внимательности к своим мыслям и поступкам. Церковь именно напоминала о грядущем Страшном суде, а не пугала им: говоря о "муках вечных", об "огне вечном", она одновременно давала четкий критерий того, как надо жить, чтобы наследовать Царствие Божье. Ничего сверхъестественного - просто будь человеком: накорми голодного, напои жаждущего, приюти бездомного, протяни руку отверженному, облегчи участь больного, навести заключенного - будь милосердным! И вот после воскресного призыва "Возлюби ближнего!" наступает неделя, когда людям дается такая возможность.
А теперь вспомним, что пост, и особенно Великий пост, - период сосредоточенности: человек собирает все свои мысли и чувства, обращая их к Богу, отказываясь от развлечений, минимизируя отношения людьми, - в духовном напряжении поста нет места праздности.
Но пост наступит только через неделю. А сейчас, на Масленицу, нам дано время для того, чтобы мы могли проявить себя как "человеки": кормили, поили, призывали под свой кров, сострадали, делились всем без сожаления и сами благодарно разделяли чужое. Дело ведь не в том, что на Масленицу мы не едим мясо, зато едим сырное, молочное, сдобу, блины, ходим по гостям и зовем на угощенье к себе. Главное - Церковь тактично побуждает человека к любви и щедрости, дает время на то, чтобы мы ощутили радость от того, что щедры и умеем любить!
Так воспитывается человек. Так пестуется душа народа. И уж точно не случайно Масленица неизбежно заканчивается Прощеным воскресеньем (2 марта 2025 г.). Сблизившись, обновив отношения, ощутив свою общность с родными, близкими и даже самыми дальними - причем общность не только на бытовом уровне, но и в иной плоскости бытия, человек не может не почувствовать, что не всегда бывает правым, что, кроме его требовательного "Я", есть еще и другие люди. И есть Бог, который видит все, даже сердце человеческое. Потому логично, что последний день Масленицы становится днем, когда мы обращаемся к нашим ближним со словами: "Простите меня!" И слышим в ответ: "Бог простит! И я прощаю!"
Вот этот призыв в свидетели Бога, эта вертикаль в отношениях между людьми и свидетельствует о том, что радость и щедрость Масленицы имеют под собой не бытовую основу - надмирную. Мы просим прощения, мы сами прощаем, и это нам дает силу вступить в Великий пост. Так традиция лелеет и взращивает лучшее в сердце каждого, в душе народа. Лучшее, в котором нет места ненависти и злобе.
В дни Масленицы в России всегда слабели имущественные, сословные, должностные различия, двери домов распахивались настежь, к столу приглашали не только ближних и дальних родственников, сослуживцев, соседей, но и нищих, и бездомных, и убогих. Блины, да еще и "с бумажкой", то есть с деньгами, посылали в больницы, приюты, тюрьмы - царило всенародное единение перед тем, как вступить в долгий покаянный путь Великого поста. "Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели, - сетовал Иван Шмелев в 1927 году в Париже. - А тогда... все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на "убогий блин", до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, Масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью... - перед постом?" (Иван Шмелев "Лето Господне"). На Масленицу люди руководствовались поговорками: "Не оскудевает рука дающего! Кто сирых напитает, тот Бога знает! Что отдал - твое, что оставил (себе - М. Г.) - потерял" А еще: "На Маслену скупится, потом год горевать".