На старте обсуждения президент РСПП Александр Шохин напомнил, что работа над законопроектом не была легкой: "многим хотелось, чтобы не было критериев, чтобы попасть в эти красивые слова - креативные индустрии, но благодаря работе коллег в законе появилось четкое определение что креативные индустрии - это индустрии, основанные на использовании интеллектуальной собственности". На этом сделала акцент и Лилия Гумерова, назвав закон о развитии креативных индустрий "законом о введении в действие, об активизации четвертой части гражданского кодекса". Сенатор точно обозначила и вклад федерального законодателя в развитии креативных индустрий, пообещав расширение возможностей охраны результатов творчества и защиты интеллектуальной собственности. В ближайшее время федеральный законодатель намерен расширить возможности наращивания нематериальных активов IT-индустрии, прямо указав на охрану вычислительных моделей, алгоритмов, систем искусственного интеллекта и интерфейсов программного обеспечения - то есть всех объектов цифрового мира в качестве промышленной собственности - патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Более того. Вклад в развитие креативных индустрий будет только увеличиваться - в планах Совета по вопросам интеллектуальной собственностью при Председателе Совета Федерации В.И.Матвиенко разобраться с теми проблемами, которые возникают при работе с интеллектуальной собственностью в каждой из креативных индустрий.
Намерен дать больший сервис по охране товарных знаков, изобретений и объектов дизайна для креативных индустрий и Роспатент - хотя креативные индустрии часто называют индустриями авторского права, Валерий Фролов побещал, что патентное ведомство сделает все возможное для улучшения сервисов правовой охраны столь нужных именно креативному бизнесу объектов промышленной собственности "… ….."
Регионы тоже не намерены оставаться в стороне, тем более в развитии креативных индустрий многие вопросы закон отнес к полномочиям регионов. Почему это важно субъектам РФ подчеркнул глава профильного комитета РСПП, председатель РЦИС Андрей Кричевский, обозначив устойчивый "треугольник" выгод: налогооблагаемая база, качество жизни и реализация людей, и оценка эффективности губернаторов со стороны главы государства: "большая часть выручки идет на оплату труда, на авторские вознаграждения - а налог на доходы физлиц преимущественно остается в регионе… качество жизни потому что … наконец инвестиции в основной капитал - только учет интеллектуальной собственности меняет знак "затрат на творческий труд" с минуса на "плюс"
Регионы, понимая все угрозы оттока талантов и выигрыши от развития "нематериально богатых компаний" ищут разные возможности поддержки. Вице-губернатор Новосибирска Ирина Мануйлова даже в условиях бюджетных ограничений видит возможность дать доступ к инвестиционным ресурсам и кредитам для креативного бизнеса "мы опираясь на опыт Москвы… программу кредитования". Похожие механизмы развивает и Красноярск - первый зампред Правительства отметил, что "наряду с… активно что-то там делают с ИС".
Москва, наблюдая за аналитическими данными, которые в том числе были представлены на форуме руководителем кластерной обсерватории ВШЭ Евгением Куценко опасаются что динамика прироста НМА велика, а рост прибыли от использования "опаздывает" (привети цифры от куценко…) намерена прилагать усилия и видит цель в стимулировании оборота прав. "…. (что-то подходящее)" - зявила Гюлнара Агамова, руководитель АКИ Москвы.
Наращивание оборота прав - задача, в решение которой вносит вклад сам бизнес. Цифровая платформа "Скэйл Ит" соединяющая продавцов и покупателей - один из ключевых продуктов, необходимых для увеличения доли креативной экономики в ВВП. Мария Кизима, показала, что в логике 330-фз франшиза - креативный продукт, поскольку суть коммерческой концессии - передача комплекса исключительных прав. Все доходы по договорам коммерческой концессии, заключенные на платформе в терминах закона являются выручкой от реализации креативного продукта - а именно ее обязаны раскрыть все креативные компании, получившие поддержку. Платформа франшиз - краеугольный инструмент для креативных индустрий. Именно за счет этого "оружия" по мнению Сергея Матвеева, "красноярская гастроиндустрия может наступать на Москву", а регионы - быстро и приземлять успешный бизнес, наращивая валовый региональный продукт и улучшая качество жизни людей .
Минкульутры России с работы которого началась "креатвиизация" государственной повестки и которое разработало действующую Концепцию развития креативных индустрий, намерено сосредоточиться на "стартовой" и "конечной точке" жизненного цикла креативного продукта. По мнению Жанны Алексеевой, статс-секретаря - заместителя Министра кульутры Российской Федерации эти точки - школы креативных индустрий, - а около 100 таких школ уже создано в регионах России и планируется около 200 решают главную задачу, которую должно решать государство - развитие талантов, авторов, результаты творчества которых станут активом бизнеса: "что-то про то что они готовят по направлениям дизайн, музыка и т.д.". Конечная точка, которая является важной для ведомства - стимулирование спроса на креативный продукт. Сегодня единственной и масштабной программой поддержки спроса стал проект "Пушкинская карта": "более хххх ребят получили возможность…. - на эту программу по сути на покупку креативных продуктов государство выделило хх трлн руб". Со стороны бизнеса Андрей Кричевский просил Минкульутры России расширить эту программу, включив в нее как можно больше креативных продуктов, например дополнить наряду с театром, концертами и музеями - то есть традиционным сектором культуры, возможность покупки книг, образовательных курсов - то есть креатвиных продуктов, созданных за счет частного инвестора.
Форум точно показал перераспределение ролей и задачи в развитии креативной экономики - федеральный законодатели должны создавать новые формы интеллектуальной собственности и усиливать защиту, регионы - помогать созданию инфраструктуры и стимулировать переток кредитных и инвестиционных средств в креативные компании, федеральные органы власти - поддерживать стадию подготовки кадров которые рано или поздно начнут создавать интеллектуальную собственность и использовать ее для того, чтобы окупить инвестиции в творчество и поддерживать, формировать спрос там, где его недостаточно. Остальное бизнес сделает сам.
Однако "соберется" ли вся успешно работающая креативная система, и встанет ли российская культура (по выражению Андрея Кричевского) "на обе ноги" - государственного финансирования культуры и частного, инвестиционного финансирования все еще остается вопросом.
Елена Дегтева, замдриректора департамента Минэкономразвития обозначила две "точки сборки" - вычленение среди кодов ОКВЭД, тех отраслей, тех видов деятельности, которые больше зависят от использования нематериальных активов больше, чем от материальных - такой приказ ведомство намерено выпустить в ближайшее время и единый реестр креативных индустрий. Этот реестр будет наполняться регинионами, на которых и возложены функции выявить компании, создающие и распространяющие креативный продукт. По мнению участников форума этот реестр должен выполнять не бюрократические, а рыночные функции - дав инвестору достоверную информацию о тех компаниях, которые зарабатывают на нематериальных активах и их состоянии. Именно это увеличит поток негосударственных инвестиций и поможет Правительству России добиться обозначенной цели - 6% ВВП, то есть выпуска креативных продуктов стоимостью … (посчитать сколько это в рублях) трлн руб.
Для оборота прав и роста выручки, по убеждению Александра Шохина государству нужно не забыть сделать "налоговый маневр", повторив успешный опыт развития IT- и кино индустрии - отменить НДС на оборот прав и избыточную налоговую нагрузку на творцов и их авторские вознаграждения "… тут фраза про маневр". И тогда все эти разрозненные механизмы, оконтуренные законом соберутся в действительно работающую на благо российской культуры и экономики машину.