- Банки приостанавливают переводы на счета и карты, замеченные в мошеннических схемах. Блокировка операций действует два дня. В этот период кредитная организация не отправит деньги на подозрительный счет, даже если клиент попытается повторить операцию, - прокомментировал управляющий Отделением Банка России по Чеченской Республике Тамерлан Вацуев.
Напомним, 25 июля 2024 года вступил в силу закон, по которому кредитно-финансовые учреждения обязаны приостанавливать переводы на два дня, если информация о получателе денег содержится в базе данных ЦБ о мошеннических операциях. В противном случае организации придется вернуть облапошенному клиенту деньги в течение 30 дней. При этом банк сообщит человеку, что операция не прошла, укажет причину и срок приостановки. Но если спустя два дня клиент все-таки решит сделать перевод на подозрительный счет, то банк обязан его осуществить и финансовую ответственность нести не будет.
Примечательно, что параллельно с увеличением числа жалоб на блокировки растет и количество заявлений, но уже касающихся кибермошенничества. К примеру, в Ингушетии их стало в два раза больше. В частности, жители республики оспаривали факт заключения договоров кредитования и сетовали на списание средств третьими лицами. Схожая ситуация в Карачаево-Черкесии. От жителей Ставрополья в прошлом году ЦБ получил 261 обращение, связанное с действиями аферистов в отношении банковских карт и счетов. Это на 57 процентов больше, чем годом ранее.
- Рост жалоб на мошенников говорит о том, что преступники постоянно ищут новые способы обмана. Поэтому мы обязали банки блокировать карты и доступ к онлайн-банкингу дропперам - тем, кто помогает мошенникам выводить и обналичивать похищенное, - заявил управляющий Отделением Ставрополь Южного ГУ Банка России Георгий Тикунов.
Собственник федеральной сети бухгалтерских агентств Надежда Нестерова пояснила, по каким причинам блокируют счета и карты клиентов:
- Банки фиксируют и анализируют все финансовые транзакции. Подозрительными считаются частые переводы от разных физических лиц, регулярные поступления с карт из других регионов, крупные суммы, поступившие наличными или через банкомат, с последующим моментальным переводом на другой счет, массовые переводы, например, при сборе денег в школах или на благотворительность, переводы малознакомым лицам. Если контрагент, которому вы отправили деньги, заподозрен в незаконной деятельности, перевод также может быть заблокирован. Кроме того, переводы на карты физических лиц вместо расчетных счетов при осуществлении предпринимательской деятельности могут трактовать как уход от налогов.
Руководитель отдела по работе с состоятельными клиентами ИК Fontvielle Сергей Соловых отмечает, что с развитием технологий совершенствуются и мошеннические операции и обычному человеку все сложнее противостоять аферистам.
- Банк может отложить операцию на два дня, если имеются сведения, что счет получателя уже был задействован в афере, если получатель является фигурантом уголовного дела, если есть косвенные признаки, что операция может быть мошеннической, например было большое количество звонков с неизвестных номеров, - говорит эксперт. - Банк России несколько лет ведет базу расчетных счетов, используемых в различных финансовых махинациях, но теперь перечень критериев для блокировки операций расширен, и организация может приостановить перевод, даже если счета получателя не внесены в данную базу. Базы формируют и сами банки. Запрос на транзакцию сверяется с ними автоматически.
Генеральный директор компании "Долгам.Нет" Дмитрий Донсков поясняет, что при этом не стоит путать лицевой счет и привязанную к нему пластиковую карту.
- Заблокировать карту банк может по собственной инициативе или по требованию ее владельца. Расплатиться ею уже не получится, но доступ к счету вы сохраните и сможете осуществлять банковские переводы. С самим счетом все сложнее. Его кредитная организация может заблокировать по решению суда или по требованию судебных приставов. Самостоятельно это сделать банк не может, но имеет право ограничить движение по нему денежных средств, - говорит Донсков.
Он добавил, что Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" обязывает кредитные организации выявлять подозрительные операции. Если человек попал под подозрение, то движение средств по счету и картам будет приостановлено до получения разъяснений. При этом если клиент откажется их дать, то информацию о нем отправят в Росфинмониторинг, а это уже повлечет весьма неприятные последствия.
- Если вы впервые совершили покупку за границей, то сотрудники кредитной организации свяжутся с вами для подтверждения, - продолжил эксперт. - Если приобретаете товары в интернете, а ресурс, где вы совершаете покупку, покажется банку подозрительным, он может отменить транзакцию. Также если организация посчитает операцию нетипичной для вашего финансового поведения, то перед блокировкой с вами обязательно свяжутся для подтверждения.
Надежда Нестерова добавила, что регулярные переводы по номеру телефона, особенно на крупные суммы, также могут вызвать подозрение. Даже если это оплата товаров или услуг, банк может посчитать такие операции сомнительными.
Если карта или счет заблокированы, то в первую очередь нужно связаться с банком и уточнить причину. По словам руководителя Управления противодействия мошенничеству "Своего Банка" Сергея Игошина, скорее всего, потребуется предоставить дополнительные документы по операциям, а также объяснить их экономический смысл.
- С первого июля 2024 года действует новый порядок рассмотрения обращений граждан. Банки, страховые компании, микрофинансовые организации, негосударственные пенсионные фонды, бюро кредитных услуг и другие участники финансового рынка обязаны рассматривать обращения физических и юридических лиц и направлять им ответы в течение 15 рабочих дней со дня регистрации обращения, - сообщил управляющий Отделением Банка России по Карачаево-Черкесии Дмитрий Мещеряков. - Если обращение в финансовую организацию не помогло решить проблему, следует написать в Банк России и приложить ответ организации.
Отправить жалобу можно через интернет-приемную на официальном сайте регулятора и в мобильном приложении "ЦБ онлайн".
Опрошенные "РГ" эксперты дали несколько советов, как избежать блокировки карты или счета:
Избегайте массовых переводов, особенно неизвестным лицам.
Не передавайте доступ к электронным средствам платежа (банковским картам, электронным кошелькам и так далее) третьим лицам за вознаграждение.
Не совершайте противозаконных операций (ставки в онлайн-казино, покупка запрещенных товаров и услуг).
Не переводите средства третьим лицам, если не уверены в их законопослушности.
При крупных поступлениях имейте подтверждающие документы (договор купли-продажи, расписка о займе).
Откройте счета в нескольких банках.
Если проводить по счету однотипные операции в пределах примерно одинаковой суммы за определенный период, то шанс блокировки будет минимальным.
Оксана Васильева, кандидат юридических наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ:
- Банки имеют право блокировать карты и счета своих клиентов в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Чтобы обезопасить себя от блокировки по этому закону, избегайте транзитных операций по счету. Это касается зачисления и моментального вывода поступивших средств. Если такие операции повторяются регулярно, это может вызвать подозрения у банка.
Не совершайте большое количество переводов между физическими лицами. В частности, если вы переводите деньги более 10 разным получателям в сутки или свыше 50 получателям в месяц, это может привлечь внимание банка. Не осуществляйте крупные переводы между физическими лицами, особенно если их сумма превышает 100 тысяч рублей в день или один миллион в месяц. Будьте осторожны с переводами свыше 600 тысяч рублей. Такие операции могут быть расценены как подозрительные. Старайтесь поддерживать активность на счетах и совершать регулярные покупки, которые соответствуют вашему обычному образу жизни.