Ситуация нехватки коммунальных кадров является весьма острой в Мурманской области. Серьезный дефицит квалифицированных сотрудников испытывают ресурсоснабжающие организации Заполярья. Больше всего им не хватает слесарей, сварщиков и электриков. На официальном сайте теплоснабжающей компании, отвечающей за теплоснабжение большей части жилфонда региона, опубликовано свыше 80 вакансий.
Впрочем, коммунальщиков других профессий, в том числе дворников, здесь тоже недостает. Эта зима выдалась снежной - только с 1 по 18 февраля в регионе выпало 140 процентов месячной нормы осадков. Дворы жилых домов превратились в снежное месиво с глубокими колеями от колес машин, на тротуарах высятся неубранные снежные валы. Жители городов и поселков завалили официальные инстанции жалобами на низкое качество уборки снега.
И это неудивительно: при тех зарплатах, которые предлагают дворникам, подобная ситуация неизбежна. В некоторых УК Мурманской области до сих пор всерьез надеются найти дворников на 20-30 тысяч рублей в месяц. Справедливости ради стоит сказать, что в некоторых случаях дворникам предлагают зарплату 50-55 тысяч рублей, но это все равно вдвое ниже средней зарплаты по региону, составляющей около 110 тысяч рублей.
Впрочем, других специалистов отрасли тоже не осыпают золотом. Согласно опубликованным вакансиям на известном сервисе объявлений, электрикам в управляющих компаниях предлагают 47 тысяч рублей, слесарям-сантехникам - 46-60 тысяч, а начальнику жилищно-эксплуатационного участка - 65 тысяч рублей. Учитывая практически полное отсутствие нового жилья в Мурманске и большой износ старого жилфонда, претендентов на такие вакансии очень мало.
Представители РСО отмечают, что одна из главных причин низких зарплат в отрасли заключается в том, что расходы на оплату труда сотрудников, исходя из действующей системы тарифного регулирования, фиксируются на долгосрочный период регулирования и не могут быть пересмотрены с учетом повышения минимального размера оплаты труда (МРОТ). Чтобы решить проблему, правительство РФ 17 декабря 2024 года приняло постановление N 1810, в котором для ресурсоснабжающих организаций была предусмотрена возможность пересмотра базового уровня операционных расходов на 2025 год с учетом действующих отраслевых тарифных соглашений, роста МРОТ, штатного расписания и сложившейся численности работников предприятия.
Впрочем, далеко не все они страдают от безденежья. Как сообщили в Федеральной антимонопольной службе, ресурсники направили в ФАС около 2400 заявлений о повышении фонда оплаты труда от компаний. Однако удовлетворено было только 63 процента заявок, благодаря чему в тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения дополнительно учтено 23,3 миллиарда рублей на оплату труда. У остальных компаний тарифные органы нашли не отсутствие средств, а их избыток. Любопытно, что в водоканалах доля зарплаты в тарифе составляет 32-35 процентов, тогда как в теплоэнергетических предприятиях эта доля составляет лишь три-четыре процента, заявил председатель Нижегородской ассоциации предприятий водоснабжения и водоотведения (НАПВиВ) Андрей Рехалов. По его мнению, тепловики способны вдвое повысить зарплату персоналу и удержать его на рабочих местах даже за счет предпринимательской прибыли.
В антимонопольном ведомстве считают, что пересмотр расходов ресурсников и учет результатов этой работы в тарифах нужно продолжать, поскольку 23 миллиарда рублей - не та сумма, вливанием которой в отрасль ЖКХ можно решить кадровую проблему. Однако есть и другая точка зрения. По мнению руководителя регионального центра НП "ЖКХ Контроль" в Санкт-Петербурге Аллы Бредец, практика показывает, что повышение коммунальных тарифов не гарантирует роста зарплат сотрудников и улучшения качества их работы.
- У ресурсников большой аппетит на хорошую маржу, - убеждена эксперт. - Практически никто из них не может экономически обосновать существующие тарифы. Из года в год они докладывают о том, что их прибыль увеличивается. Формирование коммунальных тарифов до сих пор не стало достаточно прозрачной процедурой. Я думаю, что после их дополнительного повышения зарплаты либо вырастут незначительно, либо не вырастут совсем, прямой зависимости здесь точно нет. Кстати, если говорить о руководящем составе управляющих компаний, то там почему-то дефицита кадров нет, хотя проблема с рабочими есть всегда. И если говорить об УК с долей казны Санкт-Петербурга, то можно видеть, что одни и те же директора переходят из одной УК в другую вследствие банкротства или следственных действий, несмотря на наличие кадрового резерва.
Коммерциализация сферы ЖКХ не оправдала надежд, подчеркивает Алла Бредец. По ее мнению, не следует надеяться на деньги инвесторов, которые зачастую растворяются на банковских счетах, не принося коммунальной инфраструктуре долгожданного обновления. Этой задачей необходимо заняться государству и вкладывать в сферу ЖКХ бюджетные средства, пристально отслеживая исполнение намеченных целей. Недобросовестным УК с уставным капиталом в 10 тысяч рублей должна существовать государственная альтернатива, а ремонт котельных и теплосетей должен жестко контролироваться. В конечном счете это обойдется дешевле, потому что многолетний недоремонт приводит к авариям, ликвидация которых обходится намного дороже.