Как живет Абхазия накануне второго тура президентских выборов

Завтра в Абхазии пройдет повторное голосование по выборам президента.
Илья Питалев/РИА Новости

В первом туре приняли участие 98 790 избирателей. Напомню: в гонку за кресло президента изначально включились пять человек. В лидеры вышли Бадра Гунба (45 817 голосов) и Адгур Ардзинба (36 476). В процентах - набрали 46,38% и 36,9% соответственно.

Остальные три претендента получили от граждан Абхазии от 896 до 7 434 голосов и выбыли из гонки.

Страсти перед вторым туром предсказуемо накаляются, но при этом внешне в Абхазии они малозаметны. Если взглянуть на абхазское побережье глазами приезжего, то вообще ничего из ряда вон выходящего не происходит. Напротив, все тихо и антуражно: аномальный снегопад уже позади, снег в городах почти растаял, и эффектный кадр, скажем, заснеженную агаву, уже не сделаешь. Сочетание голубого моря с заснеженными горами выглядит удивительно и даже умиротворяюще.

И вообще, на улицы эмоции не выплескиваются. В Абхазии сейчас спокойно. Важное уточнение: сказанное актуально на момент написания этих строк.

На странице ЦИК Абхазии - обращение к гражданам. Дословно: "Центральная избирательная комиссия обращается к кандидатам в президенты Республики Абхазия Ардзинба Адгуру Амирановичу и Гунба Бадре Зурабовичу обратиться к своим сторонникам не поддаваться на провокации".

И напоминание: носителем суверенитета и единственным источником власти в республике является ее народ: "Все граждане Абхазии равны перед законом и судом независимо от расы, национальности, пола, языка, происхождения, имущественного и должностного положения".

Битва мнений сконцентрирована в местных масс-медиа и соцсетях. Самым ярким событием второго тура стали дебаты двух кандидатов в президенты, начавшиеся в четверг в 21:00 и продлившиеся почти до полуночи. У экранов национального телевидения, которое их транслировало (трансляция также велась и в соцсетях), судя по резонансу, сидела вся республика. Ведущие прямо в прямом эфире получали реакцию самых горячих зрителей. В основном, требования возмущенных сводились к необходимости равномерного распределения эфирного времени, то есть равного соотношения вопросов и ответов. Ведущие тут же доносили мнение народа до претендентов. И вообще, делали все, от них зависящее, для баланса диалога.

Часть вопросов и ответов были на абхазском, часть на русском. Наиболее бурное обсуждение проблем, волнующих общество, было связано с состоянием энергетики, пресловутым майнингом, повышением зарплат бюджетников, развитием экономики, программами льготного кредитования бизнеса. Были и чисто национальные темы, не вполне понятные непосвященным. Например, исторический экскурс в глубокую историю Абхазии и одного из ее лидеров.

Показательно, что сейчас (проверено лично) в абхазских кофейнях, кафе и ресторанчиках народ обсуждает не только выборы, но и более насущные и прагматичные вещи. Самые топовые - поезда. И особенно - скоростную электричку, за первым тестовым рейсом которой вчера следила вся республика. Кстати, неверно представлять, что улучшение транспортной инфраструктуры (с учетом ремонта аэропорта в 18 км от Сухума - для Абхазии это беспрецедентное событие за последние 30 лет) интересно только туристам. Местные следят за этими новостями больше других. Почему? Да просто цифры убеждают сильнее лозунгов.

Простой пример: о скором запуске нового рейса из Адлера в Сухум рассказал первый замруководителя администрации президента России Сергей Кириенко. По его словам, билет будет стоить 380 рублей. Время в пути между Сириусом и Сухумом составит 3 часа 20 минут. По данным замгендиректора РЖД Ивана Колесникова, регулярное сообщение по данному маршруту и в обратном направлении запустят 1 мая.

При этом нынешние поезда не отменят. Прогнозы на пассажиропоток, по оценке Бадры Гунба, встретившего первый рейс, таковы: "Надеюсь, что будет такой спрос, что электричка будет ходить даже несколько раз в день".

А теперь - в более понятных сердцу обывателя вещах: в ценах. Сегодня есть два способа попасть из Абхазии в Сочи. Такси и маршрутки. Есть и поезд, но ходит он редко. Такси - дорого. Даже из самого близкого города к границе с Россией (это Гагра) таксист до границы заломит 1000-1200 руб. Плюс - весьма завышенный ценник от КПП "Псоу" на такси до, скажем, аэропорта.

Цены на маршрутку по абхазскому побережью достаточно стабильны. Настолько, что вы можете просто остановить любую маршрутку и, не договариваясь с водителем, просто занять свободное место в салоне. При выходе один прайс: из Сухума до границы - 400 рублей плюс 50 рублей за багаж. От Гагр - 200.

Только учтите: никакого расписания. Стоите на дороге и ждете.

Теперь сравните: 380 рублей на скоростной электричке в комфорте, по расписанию, и не до границы (с ее пешим пересечением вещи целых 0,5 км несете на руках), а до самого Сочи.

Вот потому и обсуждают. Местные, замечу, ездят в Россию не по какому-то важному случаю. А просто потому, что нашли нужный товар чуть дешевле.

Не все в этой жизни политики и политтехнологи. Простому человеку часто важнее и понятнее простые прагматические вещи.

Кириенко на совещании с представителями РЖД, отметил: 380 рублей - это больше чем в три раза снижение относительно стоимости билета нынешней "Ласточки".

И еще: "Наши абхазские коллеги попросили о том, чтобы право выбора названия нового скоростного электропоезда было у Абхазии. Мы вместе с руководством РЖД с этим согласились. Мне кажется, честно будет, если это будет не мнение какого-то начальника или руководителя, а мнение местных жителей".

В философском смысле после завтрашнего выбора у жителей Абхазии будет еще много выборов. От большого до малого, включая цвет и символику скоростных электричек. Есть и предложение раскрасить их в символику абхазского национального флага, но - повторюсь - решать местным.

"Но, конечно, такая работа, партнерская, она может строиться только на уважении и на доверии, - резюмировал Кириенко. - И доверие, и уважение могут быть только взаимными".