Для многих обладателей водительских удостоверений, особенно среди молодежи, каршеринг сегодня остался единственным доступным способом закрепить полученные навыки вождения. Если они вообще есть. Происходящее в последнее время с пользователями сервисов проката автомобилей заставляет в этом усомниться. Происшествия с участием таких машин почти ежедневно попадают в полицейские сводки и все чаще оборачиваются трагедиями. Гибнут и получают травмы люди в самих арендованных автомобилях, в других транспортных средствах, а также пешеходы.
Самым громким недавним случаем стало ДТП в ночь на 29 января, когда 19-летний водитель каршеринга Kia Rio не справился с управлением на повороте, снес поребрик, а затем врезался в стену дома по Лесному проспекту. Двое пассажиров погибли на месте, водитель и еще один пассажир были госпитализированы в тяжелом состоянии. По предварительным данным, причиной автокатастрофы стало превышение скорости. Виновнику аварии грозит длительный срок. Между тем наезды водителей каршеринга на другие автомобили, дорожные объекты, погони полицейских за ними со стрельбой по колесам уже стали обыденностью.
Ухудшение обстановки вокруг сервисов краткосрочной аренды автомобилей заметили и в органах власти. Так, выступая с отчетом в городском Законодательном собрании, начальник ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти Роман Плугин сообщил, что в 2024 году число ДТП с участием каршеринга возросло на 17 процентов, до 159 случаев. В них погибли 14 человек, что почти вдвое больше, чем годом ранее, и пострадал 181 участник дорожного движения, что более чем на 10 процентов выше показателя 2023 года.
Депутаты считают ситуацию с каршерингом вызывающей беспокойство. "Пускать все на самотек нельзя. Наша комиссия по транспорту совместно с правоохранителями займется разработкой мер, призванных упорядочить использование каршеринга", - сказал спикер Заксобрания. В частности, депутаты обсудят возможность обязать операторов каршеринга автоматически ограничивать скорость машин, например, до разрешенных в городе 60 километров в час (или до 80, с учетом так называемого "нештрафуемого порога"). Чтобы "разгоняться у водителей просто не получалось", добавляют эксперты. После выработки инициативы депутаты намерены обратиться за ее поддержкой к федеральным коллегам.
Как считает Денис Шубин, глава петербургского автоклуба "А24", ограничение скорости каршеринга не решит проблему аварийности, а, напротив, может спровоцировать опасные последствия. Ведь такие автомобили, например, взятые в аренду на несколько часов или суток, активно колесят не только по городским, но и загородным трассам. В том числе там, где встречные потоки автотранспорта не разделены и разрешен обгон по встречной полосе. Обычно на таких дорогах допустимая скорость ограничена 90 километрами в час, что уже выше предлагаемого лимита для каршеринга. При обгоне искусственное ограничение скорости может стать причиной лобового столкновения, если водитель каршеринга не успеет вернуться в свою полосу. "Мало того что он себя угробит, он еще унесет жизни других", - предупреждает Денис Шубин. По его мнению, принудительные ограничения скорости оправданы только на закрытых пространствах, например на территории промышленных предприятий для грузовых электрокаров, не выезжающих на улицу. Там же, где идет многофакторное дорожное движение, это может быть опасно.
Казалось бы, сегодня, при наличии в автомобилях электронных систем, вопрос легко решается с помощью геолокации, позволяющей точно определить нахождение машины в зоне действия тех или иных ограничений скорости. Но это только кажется, говорит специалист по организации дорожного движения, автоэксперт Дмитрий Попов. Глушение сигналов глобального позиционирования и создание им помех в интересах безопасности стало обычным делом для крупных городов и важных объектов. А иногда отключается не только GPS/ГЛОНАСС, но и мобильный интернет. Что произойдет на автомагистрали, по которой на разрешенной скорости 110 километров в час движется автомобиль каршеринга, если электронная система "потеряет" его на виртуальной карте или ошибочно "увидит" в черте города? Вероятно, электроника резко сбросит скорость до 60 километров в час, что чревато катастрофическим наездом попутного транспорта.
Кроме того, отмечет Дмитрий Попов, во время движения иногда возникают аварийные ситуации, для предотвращения которых или для выхода из которых скорость нужно не сбавлять, а увеличивать. "Это совершается в состоянии крайней необходимости для того, чтобы избежать, например, столкновения с тем, кто движется на пересекаемых курсах. Если мы человеку технически "зарежем" возможность превысить скорость, то мы его практически подставляем под удар", - поясняет эксперт. Также необходимость резко добавить газ (и скорость) возникает у водителя переднеприводного автомобиля при попадании в занос на скользкой или мокрой дороге. И это не блажь, а единственно правильная реакция.
Удивление у собеседника "РГ" вызвала и цифра возможного ограничения скорости. Стоит напомнить, что движение со скоростью 79 километров в час в зоне действия ограничения в 60 километров в час хоть и не влечет наложения административного наказания, но от этого не перестает быть нарушением Правил дорожного движения. Таким образом, введение лимита для каршеринга на уровне 80 километров в час фактически будет приглашением к попранию ПДД на городских дорогах. Дмитрий Попов предлагает начать с установки в машинах каршеринга громких звуковых зуммеров, которые сигнализируют о превышении скорости, разрешенной для данного участка дороги. Это легко обеспечить при помощи той же системы геолокации. А если она временно отключится, прямой угрозы ДТП не возникнет.
В свою очередь, Денис Шубин подчеркивает: даже если физически ограничить скорость, то каршерингом все равно управляют люди, многие из которых не имеют ни опыта, ни чувства ответственности за свои действия. "Улететь в Фонтанку можно и на скорости 40 километров в час", - говорит глава "А24". И констатирует, что в каршеринговых сервисах до сих пор не решена проблема использования украденных или просто чужих аккаунтов. Для устранения основной уязвимости каршеринга он предлагает ввести аутентификацию пользователей через Госуслуги.