В Континентальной хоккейной лиге в последние годы бум открытия новых арен. Начиная с 2018-го новоселье справили московское "Динамо", омский "Авангард", новосибирская "Сибирь", петербургский СКА и вот пришла очередь "Автомобилиста". Так в чем же своеобразие "УГМК Арены"?
Во-первых, местоположение. Не часто спортивные сооружения такого масштаба появляются прямо в центре города. Стадион был возведен на месте недостроенной телебашни, слывшей культовым местом среди екатеринбургских жителей. Теперь культовый статус будет пытаться завоевать "УГМК Арена". Когда к ней подъезжаешь, то даже не подозреваешь, что через несколько мгновений перед тобой откроется такая махина: настолько ювелирно она вписана в городскую застройку. И тем не менее: на 5 гектарах удалось разместить пять уровней высотой 42,75 м и общей площадью 112121 кв. м. Это самое большое крытое спортсооружение в Уральском регионе.
Из-за пандемии и непростой политической ситуации строительство, начавшееся в 2019 году, затянулось. Всего на стройке успело поработать порядка 50 тысяч человек, количество рабочих, находившихся здесь одновременно, достигало 2500 тысяч.
- Инженерная уникальность арены в том, что нам удалось во многом обойтись силами местных производителей, - немного хвастается замгендиректора "УГМК Арены" Тарас Табаков. - Мы сразу отказались от параллельного импорта, потому что это сложности с обслуживанием, поиском запчастей. Металлоконструкции произведены на Нижнетагильском заводе, ограждающие конструкции - на Ревдинском. Или вот взять системы безопасности, они произведены в Казани.
У центрального размещения арены есть и, так сказать, побочный эффект. "УГМК Арена" совершенно не оборудована парковкой для обычных зрителей. Эту проблему попытаются решить за счет общественного транспорта, циркуляцию которого будут усиливать в дни игр. Ну а внутри арены болельщикам с любым кошельком должно быть комфортно. Фуд-корты и игровые зоны, детские комнаты, комнаты матери и ребенка, ресторан на 400 человек, 44 вип-ложи - все это про "УГМК Арену". Трибуны рассчитаны на 12,5 тысяч зрителей, во время концертов вместимость зала может достигать 15 тысяч.
Со зрителями понятно, а как на новом месте будут чувствовать себя спортсмены? Сразу стоит отметить, что внутри "УГМК Арены" можно проводить соревнования, минимум, по 11 видам спорта. По словам того же Табакова, заявок из разных видов поступило уже столько, что можно составить календарь до конца года. И это без учета концертов, для которых здесь также есть все условия.
Но хозяевами нового дома будут хоккейный "Автомобилист" и женский баскетбольный клуб УГМК. Это становится понятно уже когда оказываешься в центральном фойе арены. Одну стену украшает крупный план хоккейной легенды Екатеринбурга, форварда "Автомобилиста" Анатолия Голышева, другую - коллективное фото девушек из УГМК. Правда, баскетбольная команда справит новоселье только в следующем сезоне.
И у хоккеистов, и у баскетболисток есть свои раздевалки, а также тренировочные залы. Во время пресс-тура мы успели заглянуть в хоккейную святая святых. Она не самая большая, овальной формы.
- Конечно, у нас были свои "хотелки", но они были ограничены, в частности, несущими колоннами, - объясняет гендиректор "Автомобилиста" Максим Рябкин, который лично проводил для прессы экскурсию по спортблоку.
Зато расположение раздевалки максимально удобно: путь на лед составляет всего 5-7 секунд. Проверили сами.
В чем себя клуб не ограничивал, так это в обеспечении спортсменов передовой медицинской и восстановительной техникой. Все необходимое и даже больше на "УГМК Арене" есть.
Тренажерный и кардиозалы "Автомобилист" и УГМК будут делить так же, как и центральную арену. Как рассказал главный инженер сооружения Нариман Исаев, ледовая "поляна" трансформируется в баскетбольную и обратно за 12-24 часа "в зависимости от поставленных задач". Климат на арене также под контролем. Специализированное программное обеспечение позволяет учитывать самые разные детали, такие как, к примеру, турбулентность воздуха при движении хоккеистов.
Важный пункт для хоккеистов. Нередко при переезде на новую арену игроки сталкиваются со льдом не самого лучшего качества, что связано с объективными причинами технологического характера. На УГМК постарались решить этот вопрос заранее.
"Плиту, которая дает на лед соли, мы обмывали 45 раз, несколько раз заливали лед, ждали несколько дней, растапливали его и по новой. Лед получился отличного качества, ребята довольны", - добавляет Нариман Исаев.
Интересуюсь, есть ли с технологической точки зрения у "УГМК Арены" свои, уникальные фишки. Оказывается, есть. "Наше ноу-хау - автоматизированная система пожаротушения, - рассказывает главный инженер. - Она находится на третьем ярусе и спрятана в ящиках. При возникновении открытого горения срабатывают датчики, выезжают стволы и тушат огонь. То есть, вместо пожарных - роботы. Эту систему мы уже тестировали, она хорошо себя показала".
Мы же надеемся, что помощь роботов не потребуется вовсе. А единственный огонь, который будет на матчах "Автомобилиста" и УГМК - это огонь эмоций.