Смотрины для пенсионера-вдовца. В Театре имени Ленсовета сыграли спектакль о стариках и детях

В Театре имени Ленсовета состоялась премьера спектакля "Ретро" по пьесе Галина
На Малой сцене Театра имени Ленсовета состоялась премьера спектакля "Ретро" по одноименной пьесе Александра Галина.
Трагикомедия строится на интриге сватовства пожилого героя сразу к трем пожившим "невестам".
Трагикомедия строится на интриге сватовства пожилого героя сразу к трем пожившим "невестам". / Юлия Смелкина /Театр им. Ленсовета

Это популярная мелодраматическая история, написанная в советское время, которую театры - столичные и провинциальные - любят ставить и спустя 45 лет после ее появления. Тут и конфликт отцов и детей, разговоры об одиночестве, надежде на избавление от него. И прекрасные роли для актеров старшего поколения, ветеранов труппы. Их играют, как правило, народные и заслуженные…

Режиссер Юрий Цуркану поставил лирическую комедию, как он считает - "о человеческих пространствах души, не укладывающихся в простую схему житейских выгод и искусственных манипуляций, даже если цель - благая. Счастье в самом человеке - это великая секунда трех пространств, когда прошлое, настоящее и будущее живут неотделимо".

В московской квартире зять устраивает тестю, пенсионеру-вдовцу, приехавшему из деревни, смотрины невест. В один вечер в дом приходят аж трое! Такие же пожилые, одинокие.

Фото: Юлия Смелкина /Театр им. Ленсовета

Роза Александровна (народная артистка России Лариса Луппиан) - из мира театра. Бывшая артистка (балерина). Как с другой планеты. У нее и фамилия прямо театральная - Песочинская! Эксцентричная. Нелепо одетая - чтобы пойти в гости к обычным людям: в театральном платье, в головном уборе с перьями, белых перчатках (заслуга художника Ники Велегжаниновой).

Нина Ивановна (заслуженная артистка России Ирина Ракшина) - работала медсестрой в психиатрической больнице. В гости принесет с собой домашние пирожки и спирт. К мужчине идет! А как известно, путь к сердцу мужчины лежит через его желудок.

Диана Владимировна (заслуженная артистка России Светлана Письмиченко) - ночная вахтерша, тоже на пенсии, но продолжает работать, чтобы помочь сыну, внукам. Сын и невестка - филологи, не умеют зарабатывать, не то воспитание получили…

Николай Михайлович (заслуженный артист России Александр Сулимов) - пенсионер из курской деревни, кровельщик. В Москву к дочери приехал не по доброй воле - овдовел, и дочка решила забрать его, одинокого, к себе поближе. Но не может он сидеть в квартире один, без дела, день-деньской. Вот и разговаривает с птицами, прилетающими на подоконник. Хочет вернуться к себе домой. Однако зять, с которым он не в ладах, решил женить его…

Фото: Юлия Смелкина /Театр им. Ленсовета

Это "отцы", а дети - Людмила, дочь Николая Михайловича (Марианна Коробейникова) и Леонид, зять (Олег Сенченко). Следующие показы - 22 марта, 2 апреля.

Лариса Луппиан: "Конечно, эта роль мне очень подходит"

Это было именно ваше предложение - как худрука театра - режиссеру: пьеса "Ретро", роль Розы Александровны ?

Лариса Луппиан: Мы пригласили Юрия Цуркану сделать у нас спектакль. Он предложил несколько названий и в числе прочих - "Ретро". Я говорю: "Замечательно, как раз на наших возрастных артистов!" Но себя я не имела в виду. Александр Сулимов, исполнитель главной роли, на которого бралась, в том числе, пьеса, предложил мою кандидатуру на роль Розы Александровны…

Я уже пять лет ничего нового не играла. Вероятно, пришло время выйти на сцену… Конечно, эта роль мне очень подходит. И я с удовольствием приняла приглашение участвовать в этом спектакле.

Вы таких ролей еще не играли? Героиня смешная, трогательная, не приспособленная к жизни, быту, не от мира сего, какая-то нелепая … "Чудо в перьях" - говорят про таких.

Лариса Луппиан: Вообще я характерные роли играла часто, и люблю такие роли, мне нравится "изобретать" новых людей. Поэтому не могу сказать, что она для меня необычная. Она просто очень здорово написана. Конечно, ее можно по-разному сыграть, и я видела два спектакля - в МХТ и в Малом театре, оба очень хорошие. Каждая артистка играет эту роль по-своему. То же самое и я, наверное, исходя из своего психотипа.

С Юрием Михайловичем очень приятно работать. Он так помогает артистам! Если мы предлагаем что-то свое, хоть немножечко, он это развивает своей режиссурой и делает более выразительным.

Прямая речь

Режиссер Юрий Цуркану: "В театре самое главное - артисты на сцене"

Фото: Юлия Смелкина /Театр им. Ленсовета

Почему вдруг "Ретро", хотя в питерских театрах идет эта пьеса?

Юрий Цуркану: Я предложил эту пьесу театру года три назад. Но сначала возникла счастливая необходимость поставить пьесу Островского "Бешеные деньги". А затем, собственно, пришло время "Ретро". Что зацепило в пьесе? Тема - разобщенности близких, которая не меняется из поколения в поколение, в любимом для меня жанре трагикомедии, построенном на интриге внезапного сватовства пожилого героя сразу к трем пожившим "невестам", заботливо предоставленным молодыми в надежде удержать его в Москве.

Но, на мой взгляд, более любопытна здесь все-таки тема прощения. У автора, если вы помните, Николай Михайлович уходит в финале практически непримирившимся, в неразрешимом конфликте с дочерью. Мне показалось это не совсем верным, именно в связи с тем, что человек, испытавший такое счастье и такое, если хотите, взаимное движение сердец, в процессе выбора обречен быть милосерднее.

Поэтому мы позволили себе все-таки разрешить эту пьесу примирением отца и дочери. Тем более, если вы обратили внимание, там так много отдано их конфликту в самом начале, что это примирение стало закономерно неожиданным.

Такой замечательный, пронзительный в конце спектакля монолог главного героя! А какому зрителю вы адресуете спектакль - старшему поколению?

Юрий Цуркану: Ну, вообще-то об этом вредно думать. Молодой человек может быть интересен пожилому, и пожилой человек может быть интересен молодому. Моя задача - быть искренним в понимании авторского замысла и выразить это в соучастии с артистами- соавторами спектакля. Невозможно предвидеть, каким получится спектакль, его можно только "надышать", сочинить - вместе с артистами, в этом времени, в этом пространстве.

Нет у меня такой задачи - выбирать объект для послания. Есть одно желание - быть честным...Как и у артистов.

Я наблюдала, как публика реагирует. Очень хорошо принимают спектакль - смех, аплодисменты. Были в зале и совсем молодые ребята, они так же, как и зрители старшего поколения, откликались на происходящее на сцене.

Юрий Цуркану: По большому счету, в театре самое главное - артисты на сцене. И неважно, какое поколение смотрит. Даже если бы смотрели дети, уверен, они открывали бы эту радость общения с большими мастерами. Знаете, что рождает энергию в театре? Внимание!

Вы сразу решили ставить "Ретро" на малой сцене, не на большой?

Юрий Цуркану: Думаю, сегодня этот спектакль может идти и на большой сцене. Открою небольшой секрет - смысл сделанного рождается в зрительном зале. Про что история - формируется в живом восприятии.

Кстати

В репертуаре Театра имени Ленсовета четыре спектакля Юрия Цуркану: "Земля Эльзы", "Валентин и Валентина", "Бешеные деньги", "Ретро".