Московская железная дорога объявила о старте крупной ремонтно-путевой кампании. Работы будут проходить не только в столичном регионе, но и на территории Калужской, Тульской, Курской, Рязанской и Орловской областей. Всего планируют обновить более 365 км пути и уложить 211 новых стрелочных переводов. Ранее Горьковская железная дорога сообщила об изменениях в расписании электричек из-за начавшегося ремонта путей. Путеремонтная кампания на сети железных дорог идет в круглогодичном режиме, но наиболее активная фаза начинается после таяния снежного покрова, пояснили "Российской газете" в пресс-службе РЖД. В этом году, согласно инвестиционной программе компании, 298,5 млрд рублей будет направлено на обновление инфраструктуры, в том числе на капитальный ремонт 4,5 тыс. км пути.
Рельсы, шпалы и стрелочные переводы на магистрали меняют в соответствии с установленными нормативами. В среднем рельсы служат 10-20 лет, деревянные шпалы - 15-20 лет, железобетонные - 40-50 лет, стрелочные переводы - 10-15 лет, рассказал "РГ" советник гендиректора Южно-Кавказской железной дороги по стратегическому развитию Алексей Лерон. Показатели варьируются в зависимости от интенсивности движения, нагрузок, климатических условий, и окончательное решение всегда принимается на основе результатов технического обследования. Как раз в ходе ремонтной кампании специалисты проводят диагностику состояния пути с помощью современных методов контроля, включая ультразвуковое и магнитное обследование рельсов. Внеплановая замена может потребоваться при механических повреждениях, износе или разрушении конструкции.
"За последние 15-20 лет межремонтные периоды рельсов, шпал и стрелочных переводов изменились, в первую очередь благодаря развитию технологий, улучшению качества материалов и внедрению современных методов диагностики. В некоторых случаях срок службы элементов пути увеличился, но в условиях возросшей интенсивности перевозок и роста нагрузок на инфраструктуру он может оставаться прежним или даже сокращаться", - отметил Лерон.
Современные рельсы изготавливают с повышенным содержанием марганца и кремния, что увеличивает их износостойкость. Железобетонные шпалы обладают усиленной арматурой, они устойчивы к климатическим воздействиям и служат в два-три раза дольше деревянных. Кроме того, появились композитные шпалы из полимерных материалов, которые не подвержены гниению, менее восприимчивы к влаге и агрессивным средам. Современные конструкции стрелочных переводов оснащают подвижными сердечниками и упругими элементами, что снижает ударные нагрузки и продлевает срок службы. Появились стрелочные переводы с подогревом для работы в зимних условиях, а также автоматизированные системы контроля их состояния, позволяющие в режиме реального времени отслеживать износ и возможные неисправности.
Ранее в РЖД сообщили об устранении более 1700 мест нарушения плавности хода в 2024 году. Железнодорожники провели капитальный ремонт 745 км пути и 209 стрелочных переводов, превентивно выправили 2580 км пути и 1665 стрелочных переводов, отшлифовали почти 6000 км рельсов и 124 стрелочных перевода. На самом востребованном направлении Москва - Адлер мест, которые могли вызвать дискомфорт у пассажиров, стало на 58% меньше, подчеркнули в компании.
"В перспективе традиционный перестук колес на рельсовых стыках может полностью исчезнуть, а железнодорожное полотно станет еще более долговечным и безопасным", - подтвердил Алексей Лерон. Он пояснил, что сейчас на железных дорогах стали активно использовать более длинные рельсы, что позволяет сократить количество стыков и устранить многие проблемы, связанные с традиционной рельсовой колеей. Если раньше стандартная длина рельса составляла 25 метров, то теперь применяются рельсовые плети длиной до 800 метров. Стыки между ними подвергают специальной обработке и сварке термитным или электродуговым способом, что делает их практически незаметными для подвижного состава. Кроме того, в последнее время усовершенствованы технологии выправки и рихтовки пути. Применение автоматизированных путевых машин позволяет точнее укладывать рельсы и шпалы, обеспечивая оптимальную геометрию пути. Использование инновационных балластных материалов и амортизирующих подкладок также способствует снижению шума и вибрации. "Современные технологии укладки обеспечивают плавность хода и исключают привычный перестук колес, характерный для стыковых рельсовых путей. Это особенно важно для скоростного и грузового движения, где вибрации и удары о стыки приводят к ускоренному износу пути и подвижного состава", - отметил эксперт.