ФАС проверит торговые наценки на продукты в сетях

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) снова взялась проверить размер торговых наценок на продукты и призвала сети расширить список товаров, на которые они обязуются удерживать наценки на минимальном уровне. В Госдуме готовится к первому чтению законопроект, вводящий предельные торговые наценки на социально значимые продукты. Впрочем, и торговля, и производители против принудительного ограничения наценок на широкий список продуктов - такая практика может привести к дефициту, считают эксперты.
ФАС проверит наценки на 29 категорий продуктов, включая молоко, хлеб, сливочное масло и огурцы.
ФАС проверит наценки на 29 категорий продуктов, включая молоко, хлеб, сливочное масло и огурцы. / Сергей Куксин/ РГ

ФАС проанализирует наценки на 29 категорий продуктов питания. В первую очередь это социально значимые продовольственные товары (24 продукта) - мясо кур, молоко, хлеб, яйца, сливочное и подсолнечное масла, сахар, гречка и т.п. Также намерена служба посмотреть наценки на помидоры, огурцы, макаронные изделия, сыры твердые, полутвердые и мягкие.

Ведомство запросило информацию о средневзвешенных закупочных и розничных ценах, а также объемах закупки и реализации за февраль 2025 года у 36 крупнейших торговых сетей и двух торговых онлайн-площадок. Если будут выявлены признаки недобросовестных действий, ведомство примет меры антимонопольного реагирования и пресечет выявленные нарушения.

По данным АКОРТ, в феврале средняя наценка крупных сетей на базовые социально значимые товары составила 4,9 процента

Кроме того, ФАС предложила рассмотреть возможность расширить перечень товаров и товарных позиций, на которые торговые сети согласятся держать минимальную торговую наценку (не более 5%). Сейчас в этот список входят молочная продукция, хлебобулочные изделия, сахар, овощи "борщевого набора", птица, куриные яйца, замороженная рыба, некоторые фрукты, детское питание, гигиенические средства.

Помимо крупных торговых сетей следует распространить эту практику и на остальные магазины, считают в ФАС.

"Инициатива позволяет сдерживать цены на отдельные позиции востребованных товаров и повышать их доступность для граждан", - поясняют в ведомстве.

Дискуссия об ограничении торговых наценок ведется далеко не первый год. Производители обвиняют торговые сети в заоблачных торговых наценках, торговля заверяет, что работает чуть ли не себе в убыток.

"Покупатели в магазине приобретают хлеб с примерно 30-процентной наценкой ретейлера. Из чего она складывается в каждой конкретной сети - сложно сказать", - говорил недавно президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон.

Еще осенью 2024 года глава ФАС Максим Шаскольский говорил, что служба выявила превышающую 100% наценку на хлеб в торговых сетях. На это в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) заявили, что средняя наценка на самые востребованные позиции пшеничного хлеба "первой цены" находится в пределах 4-10%, ржаного хлеба - 12-13%.

Расширение перечня товаров для удержания минимальных наценок не решит задачу остановки роста потребительских цен, уверен председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов. А предложение регулирования наценки, по его мнению, в принципе не представляется реализуемым, так как "означает попытку регулирования фактических расходов торговли, из которых эта наценка складывается". Кроме того, каждая из товарных категорий, включая социально значимые, содержит десятки и сотни товаров, различающихся по цене (от самых дешевых товаров "первой цены" до товаров премиального сегмента), обладающих помимо ценовых сезонными и региональными особенностями реализации, что делает крайне затруднительным выбор товара для искусственного изменения наценки, отмечает эксперт.

В АКОРТ говорят, что картофель, яйца, растительное масло, куриное мясо "первой цены" в 2024 году продавались по розничным ценам ниже закупочных. Также в зимний сезон 2024-2025 годов крупнейшие торговые сети добровольно расширили число товаров со сниженной наценкой до 500 наименований из 40 товарных групп - творог, сметана, масло, кефир и т.д. Удерживать минимальную цену на социально значимые и наиболее востребованные продукты удается в том числе за счет перекрестного субсидирования, которое может быть за счет других товаров: например, наценок на премиальные товары или кулинарию и готовую еду, поясняют в АКОРТ.

Товары, по которым розничная торговля традиционно отчитывается о минимальной наценке, - это, как правило, одна позиция на полке из нескольких десятков других в категории и на реальную статистику сильно не влияет, отмечает заместитель председателя правления ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Леонов.

"Предоставление персонализированных скидок для наиболее слабо защищенных слоев населения в части социальных товаров имело бы более позитивные эффекты как для экономики, так и для покупателей", - считает Леонов.

В начале марта Комитет Госдумы по аграрным вопросам поддержал законопроект, которым предлагается ввести предельные торговые наценки на социально значимые продукты - для розницы не более 15% к отпускной цене производителя. Это позволит исключить необоснованное завышение цен на продукты первой необходимости, обеспечить справедливое распределение прибыли между всеми участниками их производства, переработки и реализации, считают в комитете.

Но в отзыве правительства сказано, что введение предельных наценок может привести к дефициту товаров, росту цен на другие продукты и созданию теневых схем расчетов. Возможна ситуация, при которой товары с фиксированной наценкой будут активнее продаваться в одних регионах, а в других возникнет их нехватка. Поэтому законопроект нуждается в существенной доработке, считают в кабмине.