Пункты выдачи заказов стали открывать реже, а кофейни - чаще

Число кофеен, открытых по франшизе в прошлом году, выросло на 60%. Значительно увеличился интерес к блинным и к пивным магазинам - их открывали на 34% и 28% чаще, чем в 2023 году. Самые популярные франшизы в прошлом году были в сфере детского образования, ресторанов, салонов красоты, развлечений и досуга, показал рейтинг TopFranchise.
Интерес россиян к кофейням в прошлом году вырос примерно на треть, так что как бизнес они перспективны.
Интерес россиян к кофейням в прошлом году вырос примерно на треть, так что как бизнес они перспективны. / Сергей Куксин

Франшиза - это право вести бизнес под именем известного бренда и использовать его бизнес-модель. В ближайшие три года, как отмечают аналитики рейтинга, спрос на открытие бизнеса по франшизе ожидается в таких сферах, как медицинские услуги, детское развитие и образование, фастфуд, производство, IT-бизнес, доставка и пункты выдачи, алкомаркеты, продукты питания, "кофе с собой", а также дарк-китчен (заведения, в которых еда готовится навынос). При этом спрос на открытие пунктов выдачи заказов по франшизе сейчас сокращается. Между тем в 2023 году, по данным экспертов РЭУ им. Плеханова, основными драйверами рынка франшиз были как раз пункты выдачи заказов.

По итогам прошлого года, согласно рейтингу, рынок франшиз вырос на 10%. В среднем каждая франчайзинговая сеть открывала по 36 точек. Топ рейтинга самых надежных франшиз по итогам прошлого года возглавили сеть ресторанов фастфуда "Крошка Картошка", зоомагазинов "Мокрый нос" и детского языкового центра "Полиглотики".

В 2024 году оборот рынка франчайзинга, по данным каталога franshiza.ru, вырос на 17%, до 3,72 трлн рублей. Количество франчайзинговых точек увеличилось на 8%, до 200 тыс. Это магазины, рестораны, агентства недвижимости, пункты выдачи заказов, "магазины у дома", детские центры, медицинские лаборатории. Эксперты отмечают, что рынок растет как за счет вовлечения новых инвесторов, так и за счет развития действующих.

Руководитель каталога Анна Рождественская ранее рассказывала "РГ", что растет число так называемых мультифранчайзи, которые открывают по франшизе точки нескольких брендов и даже работают в разных сегментах бизнеса, например, совмещая магазин одежды и небольшую кофейню.

Сейчас почти 90% рынка франчайзинга занимают российские бренды. Иностранные можно встретить в общепите и фешен-ретейле, а в образовании, медицине, продуктовой рознице их почти нет.