Предложения означают, что пользователям СМИ надо будет сдавать на права - "так они хоть выучат элементарные дорожные правила", сказал "РГ" зампред Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рафаэль Марданшин ("Единая Россия"). При этом, добавил он, снижение возраста для управления СИМ мощностью до 0,25 кВт до 16 лет требует тщательного анализа. Но в целом классификация СИМ по мощности - это логичный шаг, считает депутат. Ведь она позволит регулировать передвижение на них, исходя из степени потенциальной опасности.
Вследствие одобрения идей предстоит большая работа. По словам Марданшина, необходимо будет не только четко определить ПДД для пользователей самокатов, включая правила маневрирования, но и разработать специальные нормы адаптированные к различным возрастным группам.
"В целом принятие этих предложений, в сочетании с обязательным соблюдением ПДД, может существенно снизить количество ДТП с участием электросамокатов и улучшить общую ситуацию на дорогах", - резюмировал Марданшин.
Депутат Госдумы Сергей Гаврилов (фракция КПРФ) считает, что предложение о предоставлении права управления транспортными средствами подкатегории "М1" лицам, достигшим 16-летнего возраста, формально не предполагает автоматического введения обязательных водительских удостоверений для всех пользователей электросамокатов. "Однако изменение статуса СИМ с "пешеходного" на "механическое транспортное средство" может привести к необходимости прохождения обучения и получения соответствующих документов", - добавил он.
При этом он обратил внимание на то, что в действующей редакции ПДД мопеды (категория "М") уже требуют наличия водительского удостоверения соответствующей категории. "Таким образом, если предложение о включении СИМ в эту категорию будет поддержано, пользователи самокатов с двигателем свыше 0,25 кВт окажутся в ситуации, при которой их передвижение по дорогам общего пользования без водительского удостоверения станет нарушением законодательства. Это повлечет административную ответственность, аналогичную той, что применяется к водителям мопедов и мотоциклов", - заметил депутат.
Вопрос о механизме получения прав остается открытым, считает также Гаврилов. "Возможно, это будет отдельная категория водительского удостоверения или упрощенная система тестирования. В любом случае, дальнейшие законодательные инициативы в этой сфере потребуют анализа их соответствия действующим нормам и последствий для граждан, активно использующих электросамокаты как средство передвижения", - добавил он.
Депутат Госдумы Алексей Журавлёв (партия "Родина") заметил, что, по сути, СИМ мало отличается, скажем, от мопеда. Однако для управления мопедом нужно водительское удостоверение, и ездить он может только по дорогам. Такие же условия должны быть и для электросамокатов, согласен он. "Есть двигатель, опасная скорость, но для управления мопедом нужно водительское удостоверение, и ездить он может только по дорогам. Такие же условия должны быть и для электросамокатов, - считает депутат. - По крайней мере, это даст возможность привлечь к ответственности тех, кто нарушает правила, а таковых среди электросамокатчиков сейчас весьма высокий процент".
В целом же "летающие по тротуарам, сбивающие людей, а потом скрывающиеся в неизвестном направлении электросамокаты стали настоящей бедой для крупных российских городов", заметил он.
Депутат фракции "Единая Россия" Никита Чаплин напомнил, что с ростом популярности СИМ возросло и количество дорожно-транспортных происшествий с участием этих устройств. "Отсутствие четкого правового статуса электросамокатов приводит к тому, что виновники ДТП зачастую остаются безнаказанными, а пострадавшие не могут получить адекватную компенсацию за ущерб", - заметил он.
По оценке парламентария, приравнивание электросамокатов к определенной категории транспортных средств, например, к мопедам, позволило бы решить ряд проблем:
Депутат ЕР Сергей Алтухов напомнил "РГ" о другой стороне "медали". "Не стоит забывать, что СИМы - это еще и часть бизнеса. Прокат, курьерские службы, - обратил внимание он. - Жесткое регулирование снизит доходность, а значит и налоговые поступления".
По оценке Алтухова, необходимо найти разумный баланс между повышением безопасности их использования и тем, чтобы бизнес в этой сфере мог функционировать и развиваться. Механизм, по его оценке, можно предложить такой: "Захотел взять самокат - прикрепи в профиль права. В каршеринге это хорошо работает".
Алтухов также заметил, что автоматическая выдача прав на СИМ по достижению определенного возраста быть не должна - это не позволит сократить число происшествий с участием СИМов. "На мой взгляд, требуется именно проверка знаний правил ПДД. Также необходимо ограничение скорости в кварталах жилых домов и пешеходных зонах. А в парках и зонах отдыха такое движение может быть разрешено только по специальным оборудованным дорожкам", - добавил он.
В любом случае, инициатива будет широко обсуждаться, законодатели постараются учесть все позиции и мнения, заверил парламентарий.