Эксперт оценил предложение повысить штрафы за нарушения в ЖКХ
Штрафы за нарушения в сфере ЖКХ могут быть существенно увеличены. В Госдуму внесен касающийся этого проект поправок в Кодекс об административных нарушениях (КоАП).

В Госдуму поступает много обращений от граждан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, отмечают авторы законопроекта - депутаты ЛДПР.
В частности, люди жалуются на бездействие организаций по управлению многоквартирными домами. Среди нарушений часто отмечают задержки или непредставление документов по запросу собственников (например, актов выполненных работ, финансовой отчетности, протоколов и решений собраний собственников), игнорирование обращений и жалоб жителей на состояние дома, нарушение требований по размещению информации на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) и др. И эти проблемы остаются нерешенными.
Проведение проверок со стороны жилищных инспекций не пугает руководство коммунальных организаций, так как штрафы для должностных лиц незначительны, считают авторы поправок. В 2021-2023 годах судами было рассмотрено порядка 25 тыс. дел по административным правонарушениям, связанным с нарушением порядка размещения информации в ГИС ЖКХ, по 20 тыс. дел лица были подвергнуты наказанию.
Законопроектом предлагается усилить ответственность за административные правонарушения в сфере ЖКХ для должностных лиц. Так, штрафы могут быть увеличены за нарушение правил содержания и ремонта жилья, порядка признания его непригодным для постоянного проживания, перевода в нежилые помещения, за переустройство или перепланировку жилых домов и помещений без согласия нанимателя (собственника), если это существенно меняет условия пользования жильем. Размер санкций для должностных лиц, по мнению авторов законопроекта, нужно поднять с 4-5 тыс. руб. до 20-30 тыс. руб.
За нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами - с 5-10 тыс. руб. до 20-30 тыс., а при повторном совершении - с 10-30 тыс. до 30-50 тыс. руб.
За нарушения при размещении информации в ГИС ЖКХ предлагается штрафовать уже не на 5-10 тыс. руб., а на 20-30 тыс. руб. (при повторном нарушении - не на 15-20 тыс., а на 30-50 тыс. руб.).
Между тем, по мнению независимого эксперта в сфере ЖКХ Павла Архангельского, сейчас уже есть ряд составов административных нарушений, по которым предусмотрена адекватная административная ответственность.
"Нельзя требовать выполнения управляющей организацией (УО) работ, которые не заказаны, - подчеркивает эксперт. - Это естественно для автосервисов, ремонта квартир, но в сфере управления многоквартирными домами укоренился другой стереотип: "Нам должны сделать всё и качественно и неважно, за чей счет". Но начинать нужно с заказа собственниками необходимого перечня услуг и работ исходя из реального состояния дома, и этот "заказ" должен быть оформлен решением общего собрания (утвержденный проект договора управления - ДУ)!"
Предложенное увеличение штрафов в 3-5 раз для должностных лиц за нарушения качества выполнения обязательств управляющих организаций без установления в ДУ адекватных перечней услуг и работ с одновременным согласованием их рыночной стоимости не приведет к улучшению качества, уверен Архангельский. "Это самообман, непроработанный, заштампованный и необоснованный подход. Сегодня собственники зачастую не знают, что они заказали УО и за что платят, а в жалобах пишут про то, что не делается или делается несвоевременно или плохо независимо от заказа в ДУ. Много случаев, когда в ДУ вообще нет проработанного согласованного перечня услуг и работ и их стоимостями".
Контролировать управляющую организацию как контрагента должны комиссии при советах домов, состоящие из активных собственников, считает эксперт. Порядок контроля - обязательное условие заключенных ДУ. Управляющая организация при этом должна предупреждать - что, когда и где будет делаться, а собственники должны делать выборочные проверки хода и результатов работ. Если работы не выполнены качественно, то составляются акты, и УО обязана снизить плату на размер стоимости невыполненных работ. Такая процедура установлена с 2006 года в постановлении правительства РФ № 491, поясняет Архангельский. Органы госжилнадзора должны не просто фиксировать по заявлениям собственников, что не выполнено, а перед проверкой выяснить, заказана ли в ДУ работа, которая не выполнена. Если работа заказана и в срок качественно не выполнена, то ГЖИ должна встать на защиту прав собственников и дать предписание устранить недостаток, а при неоднократности составить акт и привлечь к административной ответственности. "Если ГЖИ даст предписание выполнить незаказанную и неоплачиваемую работу, то УО будет вынуждена сделать ее за счет невыполнения других работ или снимет на ее выполнение средства, оплаченные собственниками других домов", - говорит эксперт.