Раскатать маршруты: эксперты предложили пути развития логистики

Минпромторг: На раскатку новых логистических коридоров выделяются субсидии
Развитие инфраструктуры на основных транспортных маршрутах, открытие хабов на территории других стран и снижение дисбаланса между экспортом и импортом смогут улучшить логистику в современных условиях. К такому выводу пришли участники пленарной сессии транспортно-логистического конгресса "Трансроссия 2025".
Виталий Аньков/ РИА Новости

Российский рынок перестает быть обособленным и все более интегрируется в мировую логистику. Однако до сих пор перевозки внутри страны занимают две трети от всего объема, поэтому основной упор сейчас делается на развитие международных транспортных коридоров. По словам замминистра транспорта Алексея Шило, этому будут способствовать не только инфраструктурные проекты, но и цифровизация, которая позволит оптимизировать взаимодействие с зарубежными партнерами.

"Это и строительство высокоскоростной магистрали. Все почему-то считают, что это проект пассажирский. Но на самом деле это еще и проект, который будет способствовать развитию грузовых перевозок, потому что мы освобождаем главный ход Москва - Санкт-Петербург. И, по оценке РЖД, мы сможем провозить еще порядка 30 млн тонн грузов к портам Северо-Запада", - отметил он.

Экспортеров и операторов поддерживает государство. Директор департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Минпромторга Дмитрий Кусков рассказал, что на раскатку новых транспортно-логистических коридоров выделяются субсидии. Оператор дает скидку отправителям грузов в такие страны, как Танзания, Бразилия, Куба, а государство компенсирует эту скидку в объеме до 50%. Кроме того, по его словам, до 2030 года стоит задача построить шесть транспортно-логистических центров на территории других государств. Они могут появиться, например, в Танзании и Индонезии.

Если раньше главным торговым партнером России был Евросоюз, то теперь - Китай. Перевозки в страны Юго-Восточной Азии растут с каждым годом, об этом говорили руководители многих транспортных компаний. Первый заместитель гендиректора РЖД Сергей Павлов тоже отметил рост грузовых перевозок в сообщении с Китаем. В январе - феврале по сети РЖД перевезено в сообщении с КНР более 30 млн тонн грузов, что на 9,3% больше, чем за аналогичный период 2024 года, который по объему перевозок в этом направлении стал рекордным. Есть еще одно перспективное направление.

По словам Павлова, железные дороги России, Ирана, Казахстана и Туркменистана намерены сотрудничать в развитии единого транспортно-логистического коридора.

"В начале марта мы провели совещание и договорились оптимизировать цены на перевозку и организовать совместную логистическую компанию. Это решение уже обговорено с коллегами из Казахстана, Ирана, и такое же предложение имеют коллеги из Туркмении. Ждем от них ответа, и тогда мы получим бесшовный нормальный сервис", - отметил Павлов.

Руководители компаний обратили также внимание на дисбаланс между экспортными и импортными перевозками. Как отметил первый замгендиректора по стратегии и развитию ГК "Дело" Александр Иодчин, с Китаем и Вьетнамом потоки еще более-менее сбалансированы, но в грузоперевозках с другими странами преобладает экспорт. Он предложил больше инвестировать в развитие инфраструктуры, организации транзитных хабов за границей, а также в строительство торгового флота.

Гендиректор компании "Транзит" Александр Чевелюк привел пример - 70% грузов через порты Дальнего Востока перевезены на судах иностранных компаний, и 88% - через порты Северо-Запада. Он тоже считает, что нужно поддерживать отечественный флот, кроме того, было бы разумно давать приоритет российским судовладельцам при перегрузке на железную дорогу.