Комплексная логистика, или 3PL (Third Party Logistics), предполагает, что бизнес отдает на аутсорсинг - 3PL-оператору - управление всей цепочкой поставок: транспортировку товаров, хранение их на складе, упаковку, маркировку и доставку получателям.
"Если раньше на аутсорсинг отдавали только процессы складирования, то сейчас растет запрос именно на комплексные услуги. Это неудивительно, поскольку многие логистические процессы стремительно автоматизируются. В этом смысле крупные 3PL-провайдеры более эффективны и имеют высокие показатели по скорости обработки заказов, уровню сервиса", - рассказал "РГ" заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов.
По его словам, спрос на комплексную логистику растет примерно на 22-24 процента ежегодно.
В компании "Деловые Линии" подсчитали, что запрос от клиентов на услугу 3PL в прошлом году увеличился почти на 30 процентов по сравнению с 2023-м. Больше всего - в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и Самаре.
Рост интереса к 3PL в первую очередь вызван бумом электронной торговли, которой требуются услуги фулфилмента (комплекс логистических операций с момента оформления заказа на товар и до его получения), отмечают эксперты.
"Число продавцов на маркетплейсах с каждым годом стремительно увеличивается, но не все готовы самостоятельно организовывать хранение и обработку заказов. Также покупатели ждут быструю доставку, а без современных фулфилмент-центров обеспечить ее сложно. Кроме того, аутсорсинг позволяет бизнесу быстро масштабироваться и адаптироваться под сезонные колебания спроса", - пояснил "РГ" сооснователь и директор по продукту комплексной платформы управления e-com JVO Алексей Егоров.
Для компаний, у которых склады заполнены только в пиковые периоды продаж, незадействованные складские мощности - это лишние расходы на аренду и персонал. Поэтому дешевле и эффективнее отдать эту функцию 3PL-оператору, соглашается Дмитрий Завьялов.
Услуги комплексной логистики подходят поставщикам, которым нужно быстро выйти на новые рынки сбыта, увеличить возможности хранения товаров без больших инвестиций, отмечают в ГК "Деловые Линии". "Оператор предоставляет складские площади по всей России - с обученным персоналом, современной техникой, системой управления складом. А также предлагает услугу управления складом на территории клиента", - рассказали "РГ" в пресс-службе группы компаний.
Кроме того, некоторые операторы предлагают клиентам уже готовые решения по хранению, обработке и отгрузке товаров в определенных сферах. Например, в "Деловых Линиях" это автозапчасти, одежда и обувь, бакалея и БАДы, мебель и предметы интерьера, торговое и промышленное оборудование, телекоммуникационные устройства.
Среди ключевых трендов сегодняшнего дня на отечественном рынке комплексных логистических услуг Алексей Егоров называет развитие распределенных фулфилмент-центров. "Все хотят быстрой доставки, поэтому 3PL-операторы создают сети складов по всей стране, особенно вблизи крупных городов. Это сокращает время доставки с нескольких дней до 24-48 часов", - отметил эксперт.
Другой важный тренд, по его словам, - автоматизация. На современные 3PL-склады активно внедряют умную сортировку, ИИ-аналитику для прогнозирования спроса, а также интеграцию с ИТ-системами клиентов. Это снижает количество ошибок при сборке заказов, ускоряет обработку товаров и оптимизирует складские запасы.
Также в комплексной логистике используется система управления складом (WMS - Warehouse Management System). "WMS оцифровывает операции и учет товаров на складе, поэтому мы получаем возможность управления заказами на приемку и отгрузку, организуем прозрачный учет номенклатуры по качеству, серийным номерам, срокам годности и другим атрибутам, осуществляем интеграцию с системой клиента, формируем различные виды отчетности, например, по ликвидности товара", - пояснили в "Деловых Линиях".
Какие отрасли сегодня больше всего интересуются услугами комплексной логистики? "На первом месте стоит ретейл. На втором идут компании, работающие с продуктами питания и напитками. На третьем - автомобильная промышленность, - рассказала "РГ" профессор кафедры логистики факультета экономики и бизнеса Финансового университета при правительстве РФ Ирина Меркулина. - Среди других отраслей, чьи компании заинтересованы в услугах 3PL, можно отметить производственный сектор, фармацевтику и здравоохранение, которые очень чувствительны к соблюдению стандартов хранения и транспортировки".
Сегодня клиенты 3PL-операторов предъявляют высокие требования к качеству услуг. Помимо точности сборки заказов и своевременности отгрузки им необходимы наличие WMS, опыт работы в конкретной отрасли, знания специфики каждого груза. Заказчикам также важен и индивидуальный подход при решении логистических задач. Например, для поставщиков автозапчастей обязательно, чтобы 3PL-оператор умел работать как с крупногабаритными, так и с мелкими или хрупкими комплектующими, отметили в ГК "Деловые Линии".
"Нужна гибкость - готовность оператора удовлетворить нестандартные запросы клиента, - пояснили в пресс-службе компании. - Рынок нестабилен, и наши клиенты адаптируются под его изменения. Мы же, в свою очередь, адаптируемся под наших клиентов, предоставляя им широкий перечень складских услуг и возможность реализации нестандартных решений".
Эксперты считают, что комплексные логистические услуги продолжат развиваться в сторону еще большей персонализации и технологичности. И, учитывая такой подход, можно не сомневаться, что спрос на 3PL будет расти и дальше.