"Комфортное передвижение на общественном транспорте входит в базовые требования развития городской среды, это один из значимых показателей качества жизни людей. Поэтому работа в этом направлении ведется активно", - отметил заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин.
По словам министра транспорта РФ Романа Старовойта, в 2024 году по линии министерства в 70 регионов страны было направлено более 7,7 тысячи единиц подвижного состава - примерно 7,3 тысячи автобусов, 145 троллейбусов, 230 трамваев, 46 электробусов. Например, в декабре в Республику Дагестан поступило 47 автобусов, оборудованных спутниковой навигацией, информационными табло, Wi-Fi. В салоне предусмотрены пандусы и специальные места с креплениями для колясок.
Тем не менее впереди еще большая работа. В майском указе президента России 2024 года обозначена задача - к 2030-му увеличить долю общественного транспорта со сроком эксплуатации не выше нормативного не менее чем до 85 процентов. По словам первого заместителя министра транспорта РФ Валентина Иванова, для выполнения этой цели необходимо за шесть лет обновить как минимум 33 тысячи транспортных средств.
При обновлении общественного транспорта в российских городах важно обеспечить оптимальную вместимость подвижного состава, рассказал "РГ" руководитель проектов Центра экономики инфраструктуры Антон Кураксин. "Правильный баланс вместимости крайне важен для удовлетворения спроса на поездки в часы пик. Следует отметить, что города также учитывают экологические характеристики транспортных средств. Во многих из них традиционные двигатели внутреннего сгорания заменяются электротягой. Важным моментом является и обеспечение будущей экономической эффективности приобретаемого транспорта", - отметил эксперт.
Рост эффективности перевозок (достижение нормативного качества с наименьшими затратами) достигается прежде всего за счет трамваев и троллейбусов, рассказал "РГ" председатель комитета по развитию общественного транспорта Российской академии транспорта Сергей Еремин.
"Перевозки троллейбусом на жизненный цикл оказываются на 10-15 процентов экономичнее, чем автобусом, а трамваем - на 30-40 процентов с учетом затрат на подвижной состав и инфраструктуру", - пояснил эксперт.
Между тем сегодня основной акцент при замене транспорта делается на покупку автобусов, прежде всего работающих на газомоторном топливе. С одной стороны, это можно объяснить тем, что трамвайные пути имеют только 59 российских городов. Троллейбусных линий больше, но ненамного.
Стоит также учитывать и разницу в стоимости автобусов малого класса (5 миллионов рублей) и современного трамвая (100 миллионов рублей). Тут есть соблазн направить ресурсы прежде всего на закупку автобусов малого и особо малого класса, поскольку за одни и те же деньги можно гораздо быстрее обновить автобусный парк, чем трамвайный, обращает внимание Сергей Еремин. Но при этом электротранспорт вместительнее и служит дольше.
"Следует избегать приравнивания трамвая (вместимостью от 95 пассажиров) и автобуса малого класса (вместимостью 24-38 пассажиров) и направлять средства на обновление подвижного состава с учетом эффективного срока службы пассажиро-места. Это создаст предпосылки к росту финансовой устойчивости пассажирских перевозок в городах, обеспечит долгосрочный эффект от вложения федеральных субсидий", - уверен эксперт.
Стоит отметить, что электротранспорт в нашей стране вовсе не забыт. Напротив, правительство РФ совместно с минтрансом реализуют программу комплексного развития городского электрического транспорта в 10 субъектах РФ. Программа предусматривает строительство и реконструкцию до 2028 года 620 километров трамвайных путей, 11 депо и 97 тяговых подстанций, поставку 646 трамвайных вагонов, не менее 284 электробусов, установку не менее 100 зарядных станций.
"В городах, где идет развитие электрического транспорта, за счет существенного роста производительности труда (один водитель трамвая перевозит до 190 пассажиров, в то время как водитель автобуса - до 38) сокращается дефицит водителей, снижаются непроизводительные эксплуатационные расходы и загрязнение воздуха", - подчеркнул Сергей Еремин.
Вместе с подвижным составом обновляется и система управления общественным транспортом. "Внедрение современных ИТ-решений для транспортного планирования и моделирования, включая технологию цифровых двойников, - это техническая основа для устойчивого развития общественного транспорта завтрашнего дня, - уверен Антон Кураксин. - Такие решения позволяют оптимизировать маршруты, прогнозировать пассажиропотоки и снижать будущие эксплуатационные затраты".