Для Махачкалинского морского торгового порта построят подъездную дорогу

Определен подрядчик для строительства подъездной дороги к Махачкалинскому морскому торговому порту. По результатам торгов им стало местное предприятие. Разработка проектно-сметной документации на дорогу к порту от федеральной трассы Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала завершена, получено положительное заключение государственной экспертизы.
Благодаря строительству новых объектов мощность гавани значительно вырастет.
Благодаря строительству новых объектов мощность гавани значительно вырастет. / Муса Салгереев/ТАСС

Протяженность трассы составит 6,2 километра, на реализацию проекта необходимо около восьми миллиардов рублей. Срок завершения работ - до 30 декабря 2026 года.

Пока единственная дорога, по которой доставляются грузы в гавань, проходит вдоль моря по оживленной улице в Махачкале. Жители окрестных домов постоянно жаловались на шум фур. Поэтому было принято решение ограничить движение грузовиков в дневное время, что осложнило работу порта. По новой автодороге транспорт сможет ездить круглосуточно.

Это очень важно, учитывая грандиозные планы развития гавани. Генеральный директор Махачкалинского морского торгового порта Джамал Алиев рассказал о строительстве нового зернового терминала мощностью полтора миллиона тонн в год с возможностью единовременного хранения до ста тысяч тонн, что позволит увеличить действующие мощности предприятия почти в четыре раза. Уже подписано соглашение о сотрудничестве с китайской компанией Famsun Group - производителем техники для зерновых и масленичных терминалов. Ее оборудование будет использовано при строительстве зернового терминала.

Кроме этого, планируется строительство сухого порта для обслуживания всех типов транзитных грузов, следующих по международному транспортному коридору "Север - Юг". Оформляется покупка в лизинг двух самых крупных в Каспийском бассейне сухогрузов проекта RSD59, которые смогут переваливать до шести тысяч тонн генеральных и навалочных грузов и зерна. Стоимость одного сухогруза - около полутора миллиардов рублей. Добавим, что в 2025 году Махачкалинский морской порт перевалит более двух миллионов тонн нефти из Казахстана, также через него экспортируется до 300 тысяч тонн дизеля и бензина.

- Несмотря на то что объем перевалки сухих грузов в морских портах России в 2024 году снизился по сравнению с 2023 годом почти на два процента, объем погрузочно-разгрузочных работ в Махачкалинском порту показывает положительную динамику. Перевалка сухогрузов составила 885,9 тысячи тонн, рост - четыре процента. Увеличение произошло за счет перевалки генеральных грузов, таких как цемент, мука, лес, керамическая плитка, - рассказал Джамал Алиев.

В ближайшее время ожидается завершение строительства морского пункта пропуска "Махачкала".

- Важным для развития морского торгового порта является ускорение прохождения таможенных процедур. На территории гавани ведется строительство нового морского пункта пропуска через госграницу РФ. Благодаря ему можно будет сканировать грузы, не выгружая товар, в результате чего скорость их прохождения значительно вырастет. Работы будут профинансированы из федерального бюджета в рамках ФЦП "Государственная граница Российской Федерации", объект планируется сдать к 2026 году, - отметил Алиев.

Руководитель порта также отметил, что пока в полной мере не используется туристический потенциал Каспийского моря, как, например, Черного, где отдыхающим предлагают покататься на прогулочных яхтах или отправиться в круиз на лайнере.

- У нас тоже большие возможности в этом плане. Но для их реализации нужна поддержка государства и готовность бизнеса вкладывать средства. Федеральный оператор морских и речных круизов "Водоходъ" заказал три круизных лайнера, один из которых будет носить имя дагестанского поэта Расула Гамзатова. В сентябре первый из них введут в эксплуатацию. Благодаря этому начнется круизное судоходство на Каспии, в том числе через Махачкалинский морпорт, - рассказал Алиев.

"РГ" писала о том, что теплоход "Николай Жарков" отправится в первый в истории круиз по Каспию в 2025 году. Он сделает остановки в Волгограде и Махачкале, а завершится морское путешествие в Астрахани. Ранее в порту отсутствовала необходимая для приема пассажирских судов инфраструктура. Однако сейчас ситуация меняется. По словам Джамала Алиева, Махачкалинский филиал Росморпорта вводит во временную эксплуатацию построенные ранее причалы сухогрузной гавани. Работы будут завершены до сентября, когда в Махачкалинский порт планирует зайти первый круизный лайнер.

- Ведется работа с целью организации временной схемы приема пассажирских судов и возведению причала в акватории порта. Предусмотрено строительство гостиницы и марины для яхт, - добавил гендиректор порта.

Между тем

На территории Махачкалинского морского торгового порта открыли мемориальную доску выдающемуся российскому путешественнику, члену Географического общества СССР, человеку, чье имя навсегда вписано в историю мореплавания, Евгению Гвоздеву. Именно в акватории Махачкалинского порта в 1996 и 2003 годах он завершил два одиночных кругосветных плавания на парусных яхтах. В 2008-м Гвоздев отправился в свое третье кругосветное путешествие. 10 декабря того же года его тело было обнаружено на пляже Кастельпорциано на юге Италии. Рядом находились остатки разбитой яхты. Ему было 75 лет.