Почему фермеров не всегда устраивает работа с компаниями-агроагрегаторами

С 1 марта 2025 года вступил в силу федеральный закон, утверждающий критерии, которым должны соответствовать компании-агроагрегаторы. Напомним, речь идет о предприятиях, которым предстоит обеспечить каналы сбыта для крестьянско-фермерских хозяйств и других мелких сельхозпредприятий, которым сложно продавать свою продукцию самостоятельно.
производители молока не всегда готовы работать с агроагрегаторами из-за сложностей с внедрением систем автоматического контроля продукции.
производители молока не всегда готовы работать с агроагрегаторами из-за сложностей с внедрением систем автоматического контроля продукции. / Молочная ферма "Полярная звезда"

Количество поставщиков для такой организации должно составлять минимум пять. Не менее половины из них должны быть зарегистрированы и работать в том регионе, где зарегистрирован сам агроагрегатор. Доля одного поставщика в общем объеме закупаемой продукции не может превышать 20 процентов. Поставщиками могут быть только сельхозпроизводители и перерабатывающие предприятия, являющиеся резидентами России. Сами агрегаторы должны иметь мощности по хранению не менее 30 процентов объемов собранной у агропроизводителей продукции.

Фермеры и отраслевые эксперты в большинстве своем поддерживают идею агроагрегаторов, но подчеркивают, что работу в этом направлении следует продолжать, поскольку многих фермеров не устраивает то, как организован сбор их продукции, и цены, по которым предлагается ее сдавать.

Напомним, агроагрегаторы должны собирать сельхозпродукцию, обрабатывать, упаковывать, маркировать, а затем поставлять в торговые сети. Первая подобная организация, опыт которой принят за образец, появилась в 2022 году в Липецкой области и получила название "Агрегатор". Местные фермеры сдают ему свою продукцию, затем на специализированных складах в логистических центрах ее хранят, моют, калибруют, стикеруют, упаковывают согласно стандартам федерального ретейла и оттуда отправляют в торговые сети и на фермерские рынки. Юридическим и бухгалтерским сопровождением "Агрегатор" занимается сам. На предприятии действуют пять упаковочных линий и работают около 70 сотрудников.

В 2023 году в России было только два агроагрегатора. Сегодня их насчитывается около пятидесяти, и работают они в 34 регионах страны, отметил первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. В конце февраля законопроект о создании такого предприятия приняли в Вологодской области. В Республике Коми роль агрегатора взял на себя сельхозтоваропроизводитель "Пригородный". Продукцию он сбывает через собственную торговую сеть, часть ее в небольших объемах поставляет в школы.

Попытка создать молочный кооператив в качестве агрегатора предпринималась и в Ленинградской области. Но инициаторы этого проекта столкнулись с тем, что для местных молокопроизводителей вопрос сбыта так или иначе решен - большинство из них продают свою продукцию на ярмарках, по знакомству или через соцсети, говорит президент Ассоциации фермеров Ленинградской области Михаил Шконда. Торговать своим молоком, мясной продукцией и овощами легально они готовы, но сложность здесь заключается в том, что это невозможно без государственных автоматизированных систем контроля. Они до сих пор работают со сбоями, особенно в тех районах, где плохо работает или вовсе отсутствует интернет.

В Новгородской области агроагрегаторов пока нет, рассказал Константин Стозуб, владелец крестьянско-фермерского хозяйства в деревне Гонцы Парфинского района. Однако здесь в этой роли действуют сельскохозяйственные кооперативы, занимающиеся аналогичной работой, взаимодействие с которыми устраивает фермеров далеко не во всем.

Агрегатор собирает, обрабатывает, упаковывает продукцию фермеров и отправляет ее в торговые сети

- У нас есть два кооператива, которые покупают у фермеров картофель, но все это происходит сложно, долго и муторно, - говорит фермер. - Непонятно, как формируется на него цена, нет фиксированных ставок. Плохо организован сбор товара - в одну машину пять тонн, в другую - три, в третью - семь. С кооперативами неудобно работать, процесс сбора не отрегулирован. В идеале хотелось бы, чтобы мне сообщали: "Константин, готовите к такому-то сроку двадцать тонн картофеля, цена такая-то, мы забираем, вот вам перевод". А кооператив берет ее под реализацию, сам моет картошку, потом ее сортирует, фасует, производит еще какие-то операции и за каждую насчитывает деньги. Вначале тебе говорят, что берут картошку по 70 рублей за килограмм, а потом по факту оказывается не 70 рублей, а 15. И деньги ждешь полтора месяца.

Последний раз, по словам фермера, он работал с кооперативом года три-четыре назад и после этого решил больше не обращаться к его услугам. Сейчас ему выгоднее продавать картофель на оптовые базы, поскольку они предлагают цену выше и сразу перечисляют аванс, в отличие от кооперативов: в январе кооперативы предлагали за килограмм картофеля 35 рублей, тогда как на оптовых базах в Санкт-Петербурге его брали по 38 рублей.

Еще один проблемный вопрос - транспортная и складская инфраструктура, отмечает член комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ольга Епифанова, представляющая Республику Коми. Опыт Липецкой и Тульской областей годится не для всех, поскольку это компактные регионы площадью около 25 тысяч квадратных километров, с развитой дорожной сетью - в каждом из них протяженность дорог составляет около 16 тысяч километров. В сельхозкооперацию там вовлечена большая часть населения, с кооперативами работают даже частные подворья и приусадебные участки. В северных регионах картина совершенно иная. Площадь Коми превышает 415 тысяч квадратных километров, а протяженность дорог здесь всего лишь 8 тысяч километров. Складских мощностей, где можно было бы хранить сельхозпродукцию, остро не хватает. В этой ситуации логистические затраты возрастают на порядок. Ярким примером может служить ситуация с тепличным предприятием Сосногорска, которое вынуждено поставлять свою продукцию не в местные населенные пункты, а в Киров.

Эксперты подчеркивают: параллельно с созданием агроагрегаторов должна идти работа по созданию логистической инфраструктуры, финансировать которую необходимо из федерального и регионального бюджетов. Кроме того, необходимо более детально проработать механизм взаимодействия сельхозпроизводителей и агрегаторов, чтобы аграриям это сотрудничество стало по-настоящему выгодно.