Почему предприятия Северо-Запада не получают комплексные экологические разрешения

По данным федерального Росприроднадзора, на февраль 2025 года лишь половина предприятий-загрязнителей в субъектах страны получили комплексные экологические разрешения. Это особый документ, который обязывает бизнес соблюдать природоохранные требования. Его неисполнение влечет административную ответственность вплоть до приостановки деятельности и серьезные штрафы. Впрочем, далеко не все компании в СЗФО спешат оформить заветное КЭР, несмотря на многочисленные предупреждения контролирующих органов. В причинах и следствиях разбирался корреспондент "РГ".
Пресс-служба правительства Калининградской области

Выдавать эти разрешения начали еще с 2019 года после внесения изменений в действующее законодательство. Главные загрязнители окружающей среды, к которым относятся, например, животноводческие фермы, мясокомбинаты, мусорные полигоны, должны были оформить соответствующие документы до конца 2024 года. Однако сделать это удалось далеко не всем.

- Мы упростили подачу заявок, максимально ускорили процесс получения комплексных экологических разрешений. Однако сейчас видим, что из пяти тысяч объектов по всей стране КЭР оформили лишь половина организаций, - прокомментировал вице-спикер Совета Федерации Андрей Яцкин.

При этом руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова отметила, что 53 процента выданных разрешений "не являются катастрофой". Ведь на начало 2024 года эта цифра составляла меньше 10 процентов. Рывок произошел в декабре, когда начали подходить сроки для первой категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Раньше бизнес Северо-Запада массово жаловался на бюрократические проволочки со стороны надзорных органов. Пакет документов на получение КЭР могли вернуть по формальным признакам, и вся процедура начиналась заново. После ее урегулирования оформляться стало проще.

Однако главная проблема, убеждены предприниматели, заключается не столько в бюрократии, сколько в острой нехватке мусоросортировочных комплексов. Многие полигоны исчерпали свои мощности и не могут принимать отходы от производств. Отсутствие лимитов не позволяет Росприроднадзору и его региональным управлениям утверждать проекты образования мусора. Получается замкнутый круг.

Заложником ситуации уже стала Калининградская область. На сегодня это единственный субъект Северо-Запада, предприятия которого не получили ни одного комплексного экологического разрешения. Помимо российского эксклава, в негативный рейтинг попали Республики Алтай, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия - Алания и город Севастополь.

- У нас сильно ограниченная территория, и существующих мощностей полигонов явно не хватает. Если в других регионах России ситуацию еще можно урегулировать, то у нас она зашла в тупик. Формально полигоны являются действующими, однако новые лимиты на них не выделяют, поскольку нет достаточных мощностей, - прокомментировала Дарья Лукашунене, учредитель компании, специализирующейся на разработке экологической документации и консалтинге. - Например, тот же полигон в поселке Круглово не работает на прием, но по-прежнему числится в реестре объектов размещения отходов. Схожая ситуация и со свалкой в поселке Барсуковка. Такой формальный подход не позволяет получить комплексное экологическое разрешение предприятиям.

Схожего мнения придерживается калининградский эколог Анастасия Краснова. "Сложно сказать, как следует поступить в этой ситуации. Я прекрасно понимаю контролирующие органы, которые стремятся выполнить законодательство и обезопасить субъекты страны от загрязнения. С другой стороны, многие производственные процессы невозможно остановить. Бизнесу нужно утилизировать мусор, а места под это отчаянно не хватает", - заключила эксперт.

Калининградская область - единственный субъект Северо-Запада, предприятия которого не получили ни одного комплексного экологического разрешения

Сейчас перед предпринимателями, властями и природоохранными ведомствами стоит непростая дилемма. Расширять мощности уже существующих полигонов невозможно, поскольку это идет вразрез с государственной политикой и экологическим законодательством. Единственным вариантом остается развитие мусоросортировочных комплексов. Еще пять лет назад таковой собирались построить в поселке Корнево Калининградской области, однако пока реализовать проект не получилось.

В качестве положительного примера можно привести запуск нового завода по переработке отходов в Ленинградской области. Он способен пропускать через себя до 320 тысяч тонн мусора ежегодно, что позволит увеличить долю утилизации до 55 процентов.

Мощности комплекса помогут перерабатывать объем мусора, который скапливается в Гатчинском, Тосненском, Ломоносовском, Кингисеппском, Волосовском, Лужском, Сланцевском районах и в Сосновом Бору.

Такие проекты, убеждены эксперты, позволяют разгрузить забитые до предела мусорные полигоны. У бизнеса появляются дополнительные лимиты на размещение отходов, что заметно упрощает процедуру получения КЭР.

Кстати

Лишь 14 предприятий Калининградской области, относящихся к первой категории негативного воздействия на окружающую среду, подали заявку на оформление комплексного экологического разрешения. Всего в регионе 40 таких организаций. На текущий момент ни один заявитель не получил КЭР.

Тем временем

С 2025 года предприятия-загрязнители, работающие без комплексного экологического разрешения, начали платить в 25 раз больше за размещение отходов и в 100 раз больше - за вредные выбросы и сбросы.