Танец мыса Хрустальный. Как прима Большого Мария Александрова осталась в Севастополе

Мария Александрова: Характер Севастополя и профессия балетного артиста схожи
Финал спектакля "Щелкунчик" на сцене Учебного театра Севастопольской академии хореографии
Финал спектакля "Щелкунчик" на сцене Учебного театра Севастопольской академии хореографии / Предоставлено Учебным театром Севастопольской Академии хореографии

Культурный кластер в Севастополе растет не по дням, а по часам. Если первая очередь Российской галереи искусств и здание Театра оперы и балета откроются по плану в декабре 2025 года, то уникальный комплекс Академии хореографии уже полностью готов. Все службы и 176 воспитанников, в течение трех лет работавшие в арендованных помещениях, с нескрываемым удовольствием обживают новые пространства - будь то прекрасно оборудованные классы, уютные комнаты общежития или солнечный бассейн с видом на море.

Учебный театр, созданный как уменьшенная копия основного здания, что вырастает поблизости и скоро станет местом работы выпускников академии, изумляет идеальной акустикой и всем необходимым для балетных представлений. Здесь уже идут спектакли-фантазии Эмиля Фаски "Щелкунчик" и "Белоснежка" в исполнении учащихся и специально приглашенных солистов, прима-балерины МАМТа Ксении Рыжковой, лауреата международных конкурсов Дмитрия Соболевского, солиста Ростовского музыкального театра Артема Кайкова.

Уже полгода как должность ректора Севастопольской академии хореографии заняла народная артистка России Мария Александрова. Поклонники, конечно, помнят, как она два десятилетия блистала на сцене Большого театра в статусе прима-балерины. Творческий путь ее не только интересен, но и поучителен - творческие амбиции она никогда не ставит впереди своего выдающегося дарования. А потому всегда предпочитает быть если не первой, то лучшей.

Мария Александровна, ваше выступление в одноактной постановке Джоны Кука "Комната ожидания" очень вдохновило севастопольцев. А чем Севастополь так вдохновил вас?

Мария Александрова: Мне кажется, характер Севастополя и профессия балетного артиста очень схожи - за внешней легкостью скрывается огромная сила духа и целеустремленность воли.

А знаете, здесь никогда не было ни музыкальных, ни театральных институтов - и все же Академия балета родилась совсем не на пустом месте. С Севастополем оказалось тесно связано имя гениального хореографа Мариуса Петипа - здесь, в Гурзуфе, он часто проводил летние месяцы, здесь скончался в июле 1910 года, то есть 115 лет тому назад. И здесь же, в Севастополе, в 1952 году поселилась со своей дочерью его внучка Тамара Сергеевна Петипа, доктор биологических наук, ученый с мировым именем. Обе они хранили память о своем великом предке и его жене - "звезде танцовщиц русских", балерине Марии Петипа-Суровщиковой...

Мария Александрова на занятии со своими учениками в новеньком балетном классе академии. Фото: Предоставлено Учебным театром Севастопольской Академии

Мария Александрова: Я задавалась вопросом, почему именно в этом городе нет балетного театра - это кажется странным. Вообще Севастополь на меня производит мощное впечатление. Он представляется мне вековечным тоннелем, в который я пристально всматриваюсь. Живя здесь и сейчас, все мы только продолжатели неких космических процессов, так что история не случайно один из самых моих любимых предметов. Не с нас все началось и не нами закончится.

В Севастополе ощущаешь мощь славной истории, истоки которой в античных временах. На этой земле беспрецедентное скопление славных побед, пусть и с драматичной судьбой. Кроме того, именно город-герой сохранил очаровательное обаяние 1960-х годов, почти везде утраченное. А с другой стороны, моя академия - видите, я уже говорю "моя" - уже архитектурный памятник двадцатых годов XXI века.

В Севастополе очень интересно, порой сложно, множество нюансов, присущих только этому месту. Но как бы то ни было, караван идет вперед. И теперь, когда уезжаю отсюда, очень скучаю. И не только потому, что привязалась к детям, педагогам. Скучаю по вкусному, плотному севастопольскому воздуху, по морю, постоянно изменчивому. Здесь очень много жизненных сил, а это важно для человека, у которого и многое уже за плечами, и не иссякло желание двигаться дальше, в будущее.

А теперешняя сложная обстановка вас не удержала, не испугала?

Мария Александрова: Я была в Севастополе в самый драматичный для него день - 23 июня прошлого года (в тот день после удара бандеровской ракетой по переполненному пляжу среди ста с лишним пострадавших оказалось 29 детей, двое из которых погибли. - Ред.). Именно тогда мозг и сердце соединились и сказали: "Да, остаюсь". Решение не спонтанное, потому что я сразу же задала себе второй вопрос: а если бы в этот день ты оказалась в Москве? И ответила: скорее всего, не приняла бы приглашение возглавить академию.

Но я находилась не в Москве, а здесь, в Севастополе. И договаривалась с собой, прекрасно понимая, как будет сложно, в чем-то неподъемно. Возможно даже лавры достанутся следующему поколению. Но... значит, так тому и быть.

Мало кто осознает в полной мере духовную значимость мыса Хрустальный в планетарном масштабе, для нашей планеты Земля, для будущего развития Севастополя, Крыма, всего Юга России.

Я была в Севастополе в самый драматичный для него день - 23 июня прошлого года... Именно тогда мозг и сердце соединились и сказали: "Да, остаюсь"

Простите меня за пафос, но мне кажется, судьба отвела вам этим назначением на место ректора академии роль историческую - не только лучшая, но и первая. Как удается вам, несмотря на все сложности, строить в этом новом творческом пространстве уникальный дом и сохранять в академии такую доброжелательную атмосферу и для учеников, и для педагогов?

Мария Александрова: Знаете, важность и грандиозность задач толкают меня в спину, несмотря ни на что. Избежать проблем никогда невозможно, но на них нельзя тратить все наше основное время. Я настроена на духовное созидание, устремленное в будущее, - эту основу в академии мы и стараемся заложить в содружестве с замечательным коллективом.

Кстати

Одиннадцать лет минуло с мартовских дней 2014 года. Но сегодня уже недавно возникший топоним "Новый Херсонес" не нуждается в рекомендациях: более миллиона человек посетили уникальный комплекс за полгода его существования. А культурный кластер, возводимый на мысе Хрустальный по инициативе президента Владимира Путина, спроектирован австрийским архитектором Вольфом Д. Приксом - и его абрис уже напоминает космический корабль.

Кто как, а севастопольцы не сомневаются: их "высокочтимому граду" предназначена блистательная судьба не только на ратном, но и на культурном поприще.