Портовый терминал на Балтике поможет нарастить экспорт российских удобрений

Новый морской терминал "Порт Фавор" в Усть-Луге Ленинградской области закроет дефицит портовых мощностей для производителей удобрений. В конце 2024 года был дан старт первой очереди проекта. Сегодня терминал специализируется на перевалке аммиака с автомобильного транспорта. Второй очередью проекта станет работа с сухими удобрениями. На проектную мощность в 14 миллионов тонн "Порт Фавор" выйдет уже в следующем году.
Перевалка удобрений на Балтике показывает наибольший рост - за последние четыре года объем экспорта через все терминалы, расположенные на Балтийском море, почти утроился.
Перевалка удобрений на Балтике показывает наибольший рост - за последние четыре года объем экспорта через все терминалы, расположенные на Балтийском море, почти утроился. / Пресс-служба терминала Port Favor

Новый морской терминал предназначен для перевалки всех видов минеральных удобрений. На площади более 25 гектаров размещена инфраструктура для приемки удобрений автомобильным и железнодорожным транспортом, накопления судовых партий и отправки грузов морем. В состав терминала войдет складской комплекс общей вместимостью более 500 тысяч тонн. Железнодорожная ветка позволит доставлять и обрабатывать 500 вагонов в сутки и разгружать сухие и жидкие удобрения. Протяженность причальной стенки терминала позволит одновременно обработать три судна, суммарный дедвейт составит 200 тысяч тонн.

Порт своего времени

Новый морской терминал будет одним из самых современных в России, рассказывает директор "Порт Фавор" Игорь Липинский. "Прежде чем начать строительство этого терминала, были проанализированы лучшие в мире технологии по перевалке жидких и сухих удобрений", - говорит он. Самые лучшие решения использованы при проектировании нового терминала. В итоге технологически "Порт Фавор" будет одним из самых современных в нашей стране терминалом по перевалке минеральных удобрений.

Созданная инфраструктура по перевалке аммиака является пока единственной в РФ. "Правовых основ для строительства аммиачных терминалов не было", - пояснил генеральный директор "Портового альянса" Михаил Кузнецов. В российском законодательстве не было предусмотрено норм для работы с жидкими минеральными удобрениями в морских портах. Пришлось вносить поправки в Водный кодекс, чтобы сделать строительство возможным. Эту работу вели вместе с руководством Ленинградский области. Губернатор региона Александр Дрозденко рассказал, что участие в ней принимали юристы, экологи, научные предприятия, профильные министерства. Появление порта было важно для экономической безопасности страны, чтобы не потерять производство аммиака. Сегодня новый терминал является единственным в стране портом, который работает с ним, и единственным, который может работать как с сухими, так и с наливными грузами.

В прошлом году грузооборот минеральных удобрений через российские морские порты вырос. Но дефицит специализированных морских терминалов сильно сдерживал увеличение объемов производства и экспорта удобрений. Новые мощности по перевалке удобрений позволят наращивать российское производство этого востребованного во всем мире удобрения. Тем более что работающие в этой сфере компании готовы увеличивать объемы производства.

В процессе строительства возможности терминала были пересмотрены и мощности увеличены в два раза. В 2019 году планировалось переваливать через него 7 миллионов тонн удобрений (без учета аммиака). Но после 2022-го экспорт минеральных удобрений, в том числе аммиака, через Евросоюз и Украину был приостановлен, поэтому возникла потребность в создании новых портовых мощностей на Балтике. Российские экспортеры потеряли возможность использования зарубежных терминалов, расположенных в Эстонии, Латвии, Бельгии, Нидерландах и других странах, а также аммиакопровода Тольятти - Одесса. Увеличение максимального объема экспорта удобрений и инвестиций до 75-80 миллиардов рублей дало огромное преимущество российским производителям удобрений и независимость от зарубежной инфраструктуры.

Выход из ситуации

Основной экспорт удобрений из России в другие страны идет через Арктический, Балтийский и Азово-Черноморский бассейны. Для примера, Туапсинский терминал переваливает внушительный объем минеральных удобрений - в 2024 году он обработал 2 миллиона тонн грузов. Однако в целом экспорт удобрений через Азово-Черноморский бассейн упал за минувший год на 0,7 миллиона тонн. Мурманский балкерный терминал перевалил в 2024 году 1,8 миллиона тонн удобрений. Объем грузоперевозок через Атлантику демонстрирует минимальный рост.

А вот перевалка удобрений через порты Балтики показывает наибольший рост. Кроме нового специализированного терминала, с минеральными удобрениями здесь работают Большой порт Санкт-Петербурга, порты Выборга и Калининграда. За последние четыре года объем экспорта удобрений суммарно через все портовые терминалы, расположенные на Балтике, увеличился практически втрое. В 2024 году через них прошло более 30 миллионов тонн удобрений.

В 2024 году грузооборот удобрений через российские порты вырос на 15,7 процента

Новый терминал в Усть-Луге получил преимущественное географическое положение на Северо-Западе страны, что обеспечивает быстрый доступ к Мировому океану и глобальному рынку сбыта минеральных удобрений. "Порт Фавор" отличается минимальной протяженностью маршрута от основных производителей удобрений в Северо-Западном регионе России до самого терминала.

Новые мощности по перевалке удобрений позволят наращивать производство. Фото: Пресс-служба терминала Port Favor

Сейчас спрос на российские удобрения есть в странах Латинской Америки, Африки, Индии и Китае, перечисляет Игорь Липинский. Экспорт удобрений в этих направлениях растет. За прошлый год Россия нарастила их поставки в Азию на 60 процентов, в страны Латинской Америки - на 20 процентов и на 18 процентов - в Африку.

Первый этап пройден

В первую очередь реализации проекта вошло создание инфраструктуры по перевалке аммиака с автоцистерн. Сейчас суточная мощность терминала составляет 2,6 тысячи тонн аммиака. К концу 2025 года, по прогнозам, она достигнет миллиона тонн в год.

Технологически перевалка аммиака в "Порте Фавор" представляет собой полностью закрытую линию, исключающую как проливы удобрения, так и выбросы газа. Ею управляет автоматическая система, которая позволяет контролировать давление, температуру, положение запорной и запорно-регулирующей арматуры и параметры работающего оборудования.

Первый этап работ предусматривал также монтаж эстакады слива из автоцистерн, азотной установки, центрального пульта управления, технологического трубопровода, узла налива на причале N 1 - для погрузки аммиака прямо на судно, факельную установку, автоматическую сеть газоанализаторов. Также проложены основные коммуникации: сети электропередачи, водоснабжения, канализации, пожаротушения.

В длину и в глубину

После вывода на полную мощность удобрения будут отправляться из "Порта Фавор" с трех морских причалов протяженностью более 800 метров. Глубина у причала составит 16 метров, что позволит принимать суда большой вместимости. Терминал будет способен одновременно обрабатывать три балкера максимальной грузоподъемностью до 114 тысяч тонн, и за один "судозаход" здесь будет отгружаться до 200 тысяч тонн грузов.

Сейчас дноуглубительные работы в порту продолжаются. Средняя отметка дна акватории у причалов терминала в первой декаде февраля составила 10 метров. После того как будет достигнута плановая отметка в 16 метров, это станет технологическим преимуществом терминала, так как средняя глубина сухогрузных причалов в России составляет от 10 до 14 метров, что ограничивает прием больших судов.

В порту будут работать три судопогрузочные машины, при этом две из них смогут одновременно заниматься погрузкой одного балкера, что повысит скорость работы до 4800 тонн в час. Сейчас в порт пришла первая судопогрузочная машина, остальные две планируется доставить в марте этого года.

Первый причал терминала уже введен в эксплуатацию. Остальные - на стадии оформления документов. "Готовность гидротехнических сооружений составляет 100 процентов", - заверил Игорь Липинский.

Пути-дороги

Весной 2025 года будет завершено строительство железнодорожных путей и холодильной установки, доставлять грузы поездами планируется начать в этом году. В направлении Усть-Луги уже есть развитая сеть железных дорог. Первый этап железнодорожной инфраструктуры готов и введен в эксплуатацию - это около 4,7 километра железнодорожного полотна: 10 путей и 15 стрелочных переводов. Она предусмотрена для обработки сухих удобрений. Еще четыре пути будут построены для доставки в порт жидкого аммиака: два из них - под выгрузку цистерн с аммиаком, еще два пути будут отстойными.

Станция разгрузки вагонов запроектирована двухпутной, что позволяет разделить грузопотоки разных марок удобрений и сократить простои составов на станции. Персонал сможет разгружать одновременно 8 вагонов-хопперов - саморазгружающихся вагонов для перевозки сыпучих грузов. На станцию можно будет подавать сразу два состава с разными видами груза, их выгрузка будет идти параллельно.

Еще одним этапом создания портовой инфраструктуры по работе с аммиаком станет монтаж холодильной установки, которая необходима для перекачки жидкого удобрения с железнодорожного транспорта. Она позволяет поддерживать необходимую для перевалки температуру - 32 градуса ниже нуля в любое время года.

Минеральные удобрения являются высокомаржинальным грузом, поэтому объем их перевозки по железной дороге неуклонно растет. В 2024 году РЖД перевезла на экспорт 36,2 миллиона тонн удобрений, что на 18 процентов больше 2023 года. Большая часть перевозок - 26,5 миллиона тонн - была организована в сторону морских терминалов Северо-Запада.

Под куполом склада

Аммиак не хранится в порту, а перекачивается непосредственно на судно и с автомобильного, и с железнодорожного транспорта. Поэтому для жидких удобрений складов в порту не предусмотрено. Есть только промежуточные емкости на 100 кубометров, которые используются для технических целей.

Для сухих удобрений строится большой комплекс купольных и хребтовых складов. Купольный склад - это несущая железобетонная полусфера, хребтовый - каркасное большепролетное здание арочного типа.

"Всего у нас 14 емкостей и секций для различных видов удобрений: калийных, азотных, фосфорных. Удобрения также делятся по цветности и фракции", - рассказывает Игорь Липинский.

Готовность купольных складов составляет 90 процентов, а хребтовых - 60-70 процентов, уточняет директор терминала.

До конца мая сюда доставят все оборудование, необходимое для монтажа технологических линий. Например, для сухих удобрений предусмотрено 25 конвейерных линий общей протяженностью 14 километров.

Рекорды производства

Серьезное снижение производства минеральных удобрений произошло в России в 2022 году, когда многие каналы поставок были блокированы, и потребовалось время, чтобы проложить новые маршруты в другие страны и выстроить новую систему поставок.

По данным Росстата, в 2024 году производство удобрений выросло на 9 процентов - до 28,3 миллиона тонн. Производители аммиака увеличили выпуск продукции на 5,2 процента, достигнув 18,2 миллиона тонн за год. Гораздо выше результаты отрасли оценивает Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ). По предварительному итогу, в 2024 году в стране произведено 63 миллиона тонн удобрений, что является абсолютным рекордом со времен Советского Союза. Наша страна сейчас является единственной в мире, которая полностью закрывает свои потребности в удобрениях.

При этом большая часть произведенных в 2024 году удобрений - 42 миллиона тонн - отправлена на экспорт из российских портов, что также является историческим максимумом. Наибольший прирост дали калийные удобрения, экспорт которых вырос на 31 процент. На 4 процента увеличился экспорт карбамида. Аммиачная селитра потеряла 4 процента экспорта, еще на 3 процента упал экспорт фосфорных удобрений. Тем не менее удобрения являются единственным видом груза, показывающим столь стабильный и существенный рост экспорта. Настолько, что в стране ощущается дефицит специализированных терминалов, отмечают в "Портовом Альянсе". Балтийские терминалы могут его восполнить, добавляют в организации.

По оценкам РАПУ, к 2030 году объем выпуска минеральных удобрений в России может увеличиться до 70 миллионов тонн, а их экспорт - вырасти до 49 миллионов тонн. Причем треть этого объема будет приходиться именно на "Порт Фавор".

В планах российских производителей наращивать экспорт карбамида, объем которого может увеличиться в текущем году на 6 процентов, фосфорных удобрений - на 3,3 процента, хлористого калия - на 3 процента.

Производители минеральных удобрений проявляют большой интерес к новому морскому терминалу, отмечает Игорь Липинский. Они готовы сотрудничать с портом для перевалки удобрений и отправки их на экспорт. Поэтому в востребованности и загрузке мощностей порта сомнений нет. Тем более что самые крупные производители удобрений находятся в европейской части страны из-за имеющейся тут сырьевой базы. Калийные удобрения производятся в Пермском крае, азотные - в Ставропольском крае и Тульской области, фосфорные - в Мурманской, Ленинградской и Кировской областях. Это обеспечивает производителям короткое плечо доставки своей продукции до терминала "Порт Фавор".

Сейчас мощности "Порт Фавор" позволяют отправлять на экспорт 500 тысяч тонн аммиака. В этом году показатели могут удвоиться в связи с запуском железнодорожной эстакады для приема грузов и запуском холодильной установки. За два месяца работы комплекс по перевалке наливных грузов терминала "Порт Фавор" отправил на экспорт 129 тысяч тонн аммиака.

Железнодорожная ветка нового морского терминала "Порт Фавор" в Усть-Луге Ленинградской области позволит доставлять и обрабатывать до 500 вагонов в сутки и разгружать сухие и жидкие удобрения. Фото: Пресс-служба терминала Port Favor
Дословно

Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области:

- В России появился свой портовый терминал по перевалке аммиака. А это значит, что сегодня у российских компаний, которые его производят, появилась уверенность в том, что мировые рынки, рынки многих стран будут открыты для поставок аммиака. Мы продолжаем развиваться, строить, и экономика двигается вперед. Весной 2026 года здесь будет запущен большой комплекс по перевалке сухих минеральных удобрений.

Прямая речь

Владислав Яковчук, коммерческий директор Мурманского морского торгового порта:

- Предприятия по производству удобрений располагаются в основном в европейской части страны, а значит, терминалы Балтийского бассейна - это короткая дорога от производителей удобрений к основным покупателям, находящимся за рубежом. Через порты Балтийского бассейна на экспорт уходит более 80 процентов минеральных удобрений, произведенных в России. Сейчас через "Порт Фавор" на экспорт отправляется только аммиак, запуск мощностей терминала по перевалке сухих минеральных удобрений запланирован на первый квартал 2026 года. Мощности комплекса наливных грузов составляют пока 500 тысяч тонн аммиака в год, но уже летом текущего года возможности комплекса возрастут в два раза, так как в эксплуатацию будут введены железнодорожная эстакада и холодильная установка.

Кстати

"Порт Фавор" является ответственным работодателем. Терминал создает 500 рабочих мест для квалифицированных специалистов. В том числе привлекает узкопрофильных специалистов и выпускников профильных вузов. Предприятие разрабатывает собственную жилищную программу. Сейчас в его собственности находится 36 готовых квартир, в которых живут сотрудники из других регионов. Кроме того, подписан договор с застройщиком на приобретение 107 квартир в строящемся доме. В них будет сделан современный ремонт, закуплена необходимая мебель и бытовая техника.

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Ирина Жандарова