Уникальная ситуация - публикация "толстого" литературного журнала "Новый мир" не прерывалась сто лет.
Андрей Василевский: "Новый мир", как был основан в 1925 году, так и выходил - постоянно и непрерывно, он не закрывался, не возобновлялся… Бывает, что современное издание с хорошим названием тянет, продлевает свою историю куда-нибудь далеко, в дореволюционное время, хотя оснований для этого нет. К "Новому миру" это не относится, мы буквально тот самый журнал, который в 1925 году - по инициативе известинца Юрия Стеклова - советское правительство создало при издательстве "Известия". Он выходил и в годы войны, и во все годы. Понятно, в легендарные 60-е были ситуации, когда из-за цензурных придирок выход номера задерживался. А в годы войны он был тоненький, или какой-нибудь номер выходил сдвоенным. Все равно журнал выходил непрерывно и регулярно, выходит и сейчас. В начале 90-х годов все изменилось - не многое, а вообще все. Вот и литературные журналы тоже пустились в самостоятельное плавание.
При этом, если я правильно понимаю, вплоть до начала 90-х годов "Новый мир" был очень прибыльным предприятием?
Андрей Василевский: Лучше сказать - был прибыльным подразделением издательства. Сам "Новый мир" от этой прибыли, конечно, ничего не имел, потому что это деньги издательства, деньги государства.
И сколько экземпляров ни напечатай - все разойдутся.
Андрей Василевский: Да. Но напомню: в советское время подписка имела не рыночный, а в значительной степени административный характер. Условно говоря, журнал "Коммунист" печатался огромным тиражом, но не потому, что на него был такой живой спрос. А какие-то особо востребованные народом издания - "Вокруг света", "За рулем", "Работница", "Наука и жизнь", "Техника - молодежи", "Юность", "Новый мир" и др. - для их тиражей часто ставился предел чисто административный. Подписка вроде и свободная, но не выше определенного тиража. Когда говорят, что в СССР у "Нового мира" были миллионные тиражи, это миф. В лучшем случае, несколько сотен тысяч.
А каким, по вашему представлению, должен быть тираж серьезного литературного журнала? И насколько соответствует ему реальное положение дел?
Андрей Василевский: Сейчас мы печатаем 1400 экземпляров. Если бы российские библиотеки (а их, разных, около 40 тысяч) действительно выписывали толстые журналы, - на выбор, не обязательно все! - думаю, тираж около 10 тысяч в нынешних условиях был бы вполне достаточным.
Когда затевался "Журнальный зал", Сергей Павлович Костырко, сотрудник "Нового мира", предложил слоган: "Русский "толстый журнал" как эстетический феномен". Как вы для себя этот феномен определяете? В чем его уникальность?
Андрей Василевский: Историю "русского толстого литературного журнала" принято отсчитывать от "Вестника Европы" Карамзина. Ну и дальше, понятно, - "Отечественные записки", "Русский вестник" и др. Это регулярное периодическое издание, довольно большое по объему, представляющее собой неслучайную "сплотку" материалов разных жанров - там и проза, и стихи, и пьесы, и архив, и обозрения, рецензии, статьи. Причем статьи, связанные не только с литературой, культурой, а и с историй, философией, экономикой, общественной жизнью. Мы знаем, какую роль журналы играли в XIX веке. После 1917 года вся периодика России обнулилась и начала создаваться заново - газеты, тонкие журналы, но постепенно возродилась и такая удачная форма, как толстый литературный журнал.
В советское время публикация в "Новом мире" была для начинающего писателя дверью в литературу. Действовала налаженная схема: тонкий журнал, толстый журнал, членство в Союзе писателей, книга многотысячным тиражом. И поэтому публикация в "Новом мире" была чрезвычайно престижной - и важным шагом в карьере русского писателя. Как сейчас? Зачем к вам приходят новые писатели, чем мотивируют?
Андрей Василевский: Ничем не мотивируют. Считают, что это самоочевидно - написали и прислали. Но надо сказать, что "самотек" - я его в основном вижу лично - он течет непрерывно, но малоинтересен и, в общем, оттуда мы почти ничего выловить не можем.
У нас больше полутора сотен авторов печатается за год, две трети из них - это наши "постоянные авторы", они и сами предлагают, и мы их теребим. Никак иначе, не опираясь на "постоянных авторов", толстый литературный журнал - ежемесячно! - делать невозможно. Ну и примерно треть - люди, новые для нас, не обязательно "молодые", просто мы с ними раньше не сотрудничали. Иногда из этого только одна публикация получается, а бывает и продолжение. Я думаю, сейчас вся литературная жизнь так устроена, что относительно молодой и способный человек неизбежно попадает в сферу деятельности каких-то мастерских, семинаров, форумов, фестивалей, резиденций, премий... Именно через эти институции мы в основном узнаем о его, молодого писателя, существовании. А вот так, чтобы "с улицы" приходил человек и приносил что-то замечательное - такого нет.
Значит, такая ситуация, что неизвестный учитель математики из-под Рязани присылает рукопись, и это оказывается "Один день Ивана Денисовича", больше невозможна в принципе?
Андрей Василевский: Получается, что нет. Мы в журнале не взвешиваем предлагаемое произведение на коммерческих весах - продается это или нет. Любой издатель, если, конечно, ему не дали грант на эту книгу, мыслит коммерчески: "Мы это продадим или не продадим". А у нас нет такой проблемы, мы же предлагаем читателю номера журнала, а не отдельные тексты. И, конечно, для многих авторов это привлекательно.
Но при этом у "Нового мира" скорее репутация блюстителя традиций русской реализма.
Андрей Василевский: Ой, не знаю. Последние три десятилетия у нас много чего разного печаталось, в том числе условно "авангардного", - может быть, иногда и зря. Но вот что скажу: сейчас один из "главных" новомирских писателей - Дмитрий Данилов, который когда-то принес нам первую крупную вещь, "Горизонтальное положение". Вы помните - это ни на что не похоже, такого романа не может быть. Руслана Киреева, тогда заведовавшего отделом прозы, "Горизонтальное положение" заинтересовало, напечатали. С тех пор вся крупная проза Данилова печаталась в "Новом мире", а потом и все пьесы.
А как вы относитесь к той идее, что литературные журналы должны взять на себя ту функцию, которую де-факто давно уже исполняют - а именно функцию литературного агентства? Ведь публикация в "Новом мире" - это знак качества. В том числе и доводка текста. Вы предлагаете свою экспертизу, свою квалифицированную редакторскую работу - и за это должны брать с издательства какие-то агентские проценты.
Андрей Василевский: Я не вижу таких перспектив. У издательств - свои эксперты, свои критерии, свое понимание процесса. Ну и для того, чтобы играть роль такого агента, надо платить авторам существенный гонорар. Это если покупать права на произведение, а не только на журнальную публикацию.
В чем же вы видите перспективу? Куда же нам плыть? В смысле, куда вам плыть?
Андрей Василевский: Думаю, что у толстых литературных журналов перспектива пока одна: маленький бумажный тираж, он себя окупить не может, а основная аудитория - в Сети, но эта аудитория не платит. И это противоречие затыкается какими-то грантами, скорее всего государственными. У "Нового мира", например, сейчас нет другой поддержки, кроме государственной.
А неужели нет никаких частных меценатов, вас поддерживающих?
Андрей Василевский: Частных - нет. Мы в этом смысле благодарны Минцифре (а до этого, соответственно, Федеральному агентству по печати), за ежегодные гранты на социально-значимые проекты. Да, мы существуем, так сказать, в режиме "честной бедности", но, если этих грантов совсем не будет, то… все плохо.
А такой отработанный во всем мире вариант, как платная подписка в Сети?
Андрей Василевский: В наш новый сайт мы такую возможность заложили, можем в любой момент включить одним щелчком: "заплати - и читай". Но мы этого пока не делаем. Думаю, что это привело бы лишь к потере аудитории. Русский литературный интернет просто переполнен текстами - какими угодно и бесплатно. Говорю даже не о пиратстве, а о тех произведениях, которые вполне легально, законно выложены в Сеть для бесплатного чтения или скачивания.
А печатаете ли вы сейчас романы "с продолжением"?
Андрей Василевский: Буквально лет пять назад я был уверен, что время романов с продолжением для журнала заканчивается. Потому что, нет уже того читателя, кто готов прочесть начало, потом ждать месяц, чтобы прочесть середину, и еще месяц - ради окончания. Оказалось, что читатель такой есть, да и авторы есть, которых такая затянутая форма публикации в целом устраивает. Поэтому иногда с продолжением печатаем, в двух, допустим, номерах. Вот недавно - "Белград" Нади Алексеевой.
Чего ждать? Что можно будет почитать в "Новом мире" - бесплатно на сайте или в бумажном номере, который продается повсюду?
Андрей Василевский: В августе - двойной юбилей у Юрия Трифонова: 100 лет со дня его рождения и 50 лет публикации в августовском номере "Нового мира" его "Другой жизни". Как я понимаю, как раз к его пятидесятилетию повесть и была напечатана. Мы регулярно проводим на сайте конкурсы коротких эссе к разным писательским юбилеям. И обязательно проведем трифоновский конкурс, в августовском номере будут напечатаны тексты-победители.
Полная версия на портале ГодЛитературы.РФ