Ранее зампред ассоциации Наталия Заикина, участвуя в дискуссии в Совете Федерации, посвященной платежной дисциплине, привела данные, что уровень своевременной оплаты счетов за электроэнергию выше 99% сохраняется почти у всех категорий потребителей, в том числе у населения. Ниже он только у предприятий ЖКХ - 96,6%. Причем при несущественной доле потребления электроэнергии (чуть более 3% от общего потребления в России) задолженность предприятий ЖКХ составляет 22%, или 76,2 млрд руб. от общей задолженности розничных потребителей (в 2020 году было 62,8 млрд руб.). Это негативно влияет на финансовое состояние гарантирующих поставщиков. Больше задолженность только у населения - 24%, или 81,2 млрд руб., но его доля в общем потреблении электроэнергии значительно выше (в 2023 году - 16,5%), а объем своевременных платежей - 99,2%.
Как пояснил "РГ" генеральный директор компании "Т Плюс" Павел Сниккарс, дебиторская задолженность отражается в кредитном портфеле компаний и, как следствие, снижает финансовые возможности поставщиков ресурсов. Рост неплатежей в условиях существующей ключевой ставки также может повлиять на устойчивое финансовое состояние предприятий энергетики.
Проще говоря, компаниям нужно закупать энергию, проводить профилактические работы, ремонтировать оборудование и прочее, и для всего этого нужны деньги. Если потребители недоплачивают за предоставляемые услуги, компаниям приходится эти деньги занимать. А кредиты сейчас очень дорогие. В результате может ухудшиться качество обслуживания и могут появиться основания для роста цен.
Любое ухудшение платежной дисциплины - это риск для всей энергосистемы, считают в компании "АтомЭнергоСбыт". Платежи клиентов позволяют своевременно и полностью выполнять обязательства перед участниками энергорынка - генерирующими компаниями и сетевыми организациями.
Сети тепло- и водоснабжения принадлежат преимущественно региональным и местным властям, поясняют в НП "Совет рынка". Они создают предприятия ЖКХ, в большинстве случаев в форме муниципального или государственного унитарного предприятия (коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество). Эти же органы власти регулируют тарифы на услуги созданных ими предприятий. В случаях установления тарифа ниже экономически обоснованного предприятию не хватит выручки для исполнения своих обязательств даже при стопроцентных сборах за оказанные услуги. Предприятие со временем банкротится, а обратить взыскание на его имущество кредиторы не могут в силу особенностей унитарной формы.
По словам Андрея Романчука, часто сложности с расчетами за электроэнергию предприятий ЖКХ связаны с недостаточностью тарифов в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения и плохим состоянием инфраструктуры, которая приводит к ненормативным потерям и нецелевому расходованию средств, предназначенных для оплаты энергетикам.
Особо стоит выделить, что задолженность предприятий ЖКХ имеет региональную специфику. Наибольшая - 19,9 млрд руб. - накопилась в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО), причем оборачиваемость средств (просрочка платежей) здесь составляет три года и девять месяцев. Также проблемы с погашением задолженности есть в некоторых регионах Дальнего Востока, Тверской и Астраханской областях и Красноярском крае.
В пресс-службе компании "Россети", которая осуществляет энергосбытовую деятельность, в том числе на территории СКФО, сообщили, что уровень сбора денежных средств за поставленную на розничные рынки электроэнергию составил 90,7%, что выше показателя 2023 года на 0,5%. За январь 2025 года уровень сбора денежных средств составил 75,8%, что также превышает показатель за январь 2024 года на 9,4%.
Генеральный директор ЭСК "РусГидро" (компании, которая обслуживает Красноярский край и ряд регионов Дальнего Востока) Владимир Кимерин подтверждает, что традиционно низкой платежной дисциплиной отличаются предприятия жилищно-коммунального и водопроводно-канализационного хозяйства, а также исполнители коммунальных услуг. Из года в год отмечается динамика снижения уровня оплаты потребленных ресурсов этими предприятиями и фиксируются самые низкие уровни платежей относительно других отраслевых структур.
По словам Сниккарса, сейчас энергосбытовые компании используют три ключевых механизма по работе с должниками: ограничение энергоснабжения (в отношении отключаемых категорий потребителей, в основном это газ и электрическая энергия), судебное взыскание задолженности, а также начисление неустойки (пени). Судебное взыскание является основным инструментом для работы с задолженностью по неотключаемым услугам, таким как тепловая энергия и вода. Начисление пени стимулирует своевременные платежи, однако действующие ставки не всегда достаточны для реального воздействия на должников.
В НП "Совет рынка" считают, что необходима "донастройка" мер воздействия на неотключаемых неплательщиков. Соответствующие предложения получили поддержку экспертов Комитета СФ и рабочей группы при Комитете Госдумы по энергетике, в настоящее время находятся на рассмотрении в профильных министерствах и ведомствах.
По мнению Кимерина, правильным было бы ввести нормы о порядке выплаты субсидии на возмещение затрат гарантирующих поставщиков, которые возникают в результате государственного регулирования тарифов или установления льготных тарифов. Также целесообразно ввести оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ за наращивание задолженности бюджетных и "неотключаемых" потребителей за электрическую и тепловую энергию свыше определенного размера, считает он.
Сниккарс предлагает рассмотреть системные законодательные меры, направленные на упрощение процедуры взыскания задолженности за энергетические и коммунальные ресурсы, снижения стоимости ее взыскания и сроков.