Худрук коллектива Алексей Трифонов поступил мудро - пригласил в качестве постановщика фактическую дебютантку на территории оперы Ангелину Никонову, тем самым создав и интригу, а если что (ведь этот опус даже для маститых режиссеров часто оказывался камнем преткновения), оставил пространство для "маневра оправдания". Тем более что за дирижерским пультом оркестра - Дмитрий Синьковский, являющийся камертоном музыкального качества, всего того, что ныне происходит в театре.
"Золотой петушок" - это не просто опера, а, как обозначил сам автор - "небылица в лицах". Не сказка с фольклорным колоритом и даже не пародия и сатира на царскую монархию, что для современников композитора совсем не было секретом. Здесь все глубже и страшнее на контрасте с яркими красками фабулы. Посему цензура и не дозволяла оперу к постановке. Это обстоятельство, учитывая скверное здоровье Римского-Корсакова, скорее всего, сократило его жизнь. Его пятнадцатой опере не давали сцену: "Золотой петушок" увидел свет рампы лишь после смерти композитора и с существенными цензурными сокращениями. Мировая премьера состоялась 24 сентября 1909 года в Москве, на подмостках Частной оперы Сергея Зимина. Зато сегодня "Золотой петушок" - одна из самых репертуарных русских опер в мире.
На нижегородской сцене до настоящего момента "Золотой петушок" первый и единственный раз был поставлен в 1955 году. И вот 70 лет спустя "петушиными" хлопотами занялась Ангелина Никонова, для которой это первая оперная постановка режиссера в России. А в биографии пока что есть еще только одна "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича в 2023 году в Гамбурге.
То ли по "техническому заданию", то ли по воле самого режиссера, чтобы не было так страшно браться за такую глыбу нашего национального искусства, "Золотой петушок" уже точно против воли автора в Нижнем Новгороде обрел атрибуцию "для семейного просмотра". И тут везде началась игра на понижение всего - мыслей, чувств и даже качества вокального исполнения.
По сути, на сцене мало что происходит: в центре действия - старик с явными признаками немощи и деменции (он же Царь Додон - Сергей Теленков или Виктор Ряузов), а вокруг него мельтешат аферисты и проходимцы всех мастей (прочие герои оперы). И, судя по их манере поведения и стилю в одежде (сценография Варвары Тимофеевой, она же автор костюмов), они, несчастные, застряли, как говорится, "по обе стороны забора": сказочные одеяния и повадки соседствуют с "закидонами" из лихих 90-х. Получается, главное, даже не смешно, что смертельно опасно для такой оперы, как "Золотой петушок". Спорадически в зале все же возникает смех, но это лишь благодаря титрам (либретто Виктора Бельского по легендарной пушкинской сказке).
Казалось, спасительным станет второй акт со звездной Венерой Гимадиевой в роли зловредной обольстительницы - Шемаханской царицы. Но масштабного и вдохновляющего образа, как это было в спектаклях в Большом театре или на сцене Фестивального центра Аделаиды, ей никто не предложил. Да к тому же ее голос в премьерном спектакле не всегда следовал за партитурой Римского-Корсакова. Композитор, надо заметить, для солистов тут запрятал массу изощренных вокальных трудностей, преодоление которых певцы явно оставили до следующего раза: "Золотой петушок" будет показан осенью на традиционном фестивале "Болдинская осень".
И все же творение Римского-Корсакова даже в этой постановке выказало свою прекрасную сказочность, дарящую чудо. Весь спектакль оркестр под руководством Дмитрия Синьковского звучал изысканно (некоторые нюансы придавали ощущение правды жизни), с экзотическим для этой музыки барочным флером и обаянием.
Но когда в эпилоге Дмитрий Синьковский, который, как известно, не только дирижер и скрипач, но и блистательный контратенор, повернулся к залу и абсолютно чарующе спел: "Вот чем кончилася сказка…" - наконец, возникло ощущение соприкосновения с настоящим высоким искусством.
Показалось, что сказка только началась, и захотелось, чтобы продолжилась…