А еще аппарат регионального уполномоченного - всего 11 сотрудников - за 2024 год оказал помощь предприятиям, на которых трудятся 2,8 тысячи человек, годовой оборот суммарно превышает 82 миллиарда рублей, а налоги и другие обязательные платежи - 5,9 миллиарда. Свердловский бизнес-омбудсмен Елена Артюх стояла у истоков создания института региональных уполномоченных 11 лет назад и может объективно оценить, насколько он оказался полезен.
Елена Николаевна, а может регион в принципе обойтись без бизнес-омбудсмена? Например, на Ямале эта должность вакантна уже пару лет.
Елена Артюх: Строго говоря, это факультативный для регионов институт. В федеральном законе написано, что они вправе его создать, но не обязаны. Я бы хотела поблагодарить "Российскую газету" за внимание к нашей работе - не везде так.
По меткому выражению одного экономиста, уполномоченные устраняют управленческий брак. Да, бывает сложно объяснить, как ты, будучи чиновником в команде губернатора, каждый день занимаешься разрешением конфликтов, где с одной стороны - предприниматель, а с другой - твои коллеги. И очень жаль, что нас не всегда воспринимают как тех, кто пытается помочь урегулировать спор максимально быстро и мягко. Мне иногда говорят: "Кто не согласен - к прокурору, в суд, в ФАС". Да, проще всего было бы, получив жалобу, побыть диспетчером по ее переадресации. В чем ценность информации, которую мы доносим до власти? Уполномоченные работают "на земле" с реальными людьми. Мы стараемся формулировать проблемы очень четко, отсекая все лишнее, и почти всегда предлагаем варианты решений, вплоть до того, какую статью закона поправить.
В прошлом году количество обращений в аппарат уполномоченного выросло: в 2023-м вы рассмотрели 1096, а в 2024-м - 1993. На что жаловались чаще всего?
Елена Артюх: Главная тема - земельно-имущественные отношения. В частности, мы выявили системную проблему, связанную с территориальным планированием, корректировкой генпланов муниципалитетов. Допустим, предприниматель имеет лицензию недропользователя, ему выделяется горный отвод, но, чтобы легально начать добычу, нужно еще взять в аренду кусок сельскохозяйственных земель, а также лесных, промышленных, земель населенного пункта. То есть государство поставило задачу намывать в год 40 килограммов стратегического сырья - золота и платины, но при обращении в местную администрацию он слышит: "Какой карьер, какой рудник?! У нас в полукилометре садовое товарищество".
Я, конечно, утрирую, но суть примерно такая. На рабочей группе по досудебному урегулированию споров при областном инвесткомитете мы выявили множественные нестыковки градостроительного, земельного, лесного кодексов и закона о добыче полезных ископаемых, а также несовпадение информации в публичных реестрах, которые ведут разные ведомства. Теперь пытаемся сформулировать предложения на федеральный уровень по их донастройке.
Проблема сноса нестационарных торговых объектов (НТО) - из разряда хронических, но сейчас явное обострение: мэрия Екатеринбурга планирует убрать с улиц более половины киосков, причем владельцам дают всего сутки на их вывоз.
Елена Артюх: На мой взгляд, большинство конфликтов в этой сфере обусловлено тем, что нет четкой единой системы регулирования. Недостаточно внимания НТО уделено в ФЗ о торговле, что влечет неоднозначность нормативных решений на следующих уровнях. Второй аспект: субъекты РФ и муниципалитеты как собственники земли вправе принимать решения об уменьшении количества киосков, о придании им определенного внешнего вида, но эти шаги должны быть понятны, прозрачны, а главное - заранее озвучены добросовестному бизнесу.
Проблемой НТО мы плотно занимаемся с 2015 года. Благодаря взаимодействию с областными министерством АПК и потребительского рынка и мингосимущества в 2019-м удалось договориться о заключении договоров на размещение объектов в Екатеринбурге без торгов. Но срок большинства из них истекает в первой половине 2025 года, поэтому тема "ожила". Мне кажется, шести лет достаточно, чтобы предприниматели, понимающие, что киоск - объект временный, а земля под ним принадлежит городу, у которого свои планы развития района, приняли решение о дальнейшем формате деятельности. Я пытаюсь взглянуть на ситуацию объективно, чтобы понять обе стороны, и все равно прихожу к выводу: бизнес должен быть более дальновидным. Ключевое условие - принятие муниципального акта о благоустройстве, где написано, что в определенных местах НТО располагаться не могут, и таких мест в городе очень много.
При этом надо осознавать: стационарный магазин или аренда места в ТЦ - это совсем другой уровень вложений, не всякий ИП его потянет. Екатеринбург любят сравнивать с Москвой, где случилась "ночь длинных ковшей", но забывают, что столица построила огромное количество НТО за счет бюджета и проводит торги на право аренды. Не создав такой арендный фонд, сносить киоски было бы неверно.
И, конечно, не стоит забывать о главном - интересах потребителя. Мне вот неудобно за бутылкой воды заходить в ТЦ, а кто-то привык покупать в киоске журналы и газеты. В Свердловской области нестационарная торговля ведется в 70 муниципалитетах, но жалобы поступают практически только из Екатеринбурга. Я с 2022 года регулярно предлагаю ввести дифференцированный по территориям подход к сроку действия договоров для снижения издержек и бизнеса, и местных бюджетов. Решение - за правительством региона.
Ваш прогноз: проблемой 2025 года для МСП может стать рост обязательных неналоговых платежей. Что имеется в виду?
Елена Артюх: Таких платежей более двухсот: "Платон", утилизационный сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду, за вывоз ТКО, энерготарифы и многое другое. Игнорировать их нельзя, при этом каждое ведомство повышает ставки как считает нужным, в сумме нагрузка такая, что о развитии предприятия можно забыть. По результатам опросов примерно 50 процентов МСП в стране в 2025 году не планируют инвестировать, и это проблема.
В правительстве РФ нет единой структуры, которая мониторит такие вещи?
Елена Артюх: Мне такая неизвестна. Я вхожу в комиссию Госсовета по направлению "Эффективная конкурентная экономика" в качестве эксперта. В декабре мы еще с тремя коллегами-уполномоченными подняли эту тему. Предлагаем законодательно закрепить понятие "обязательный (неналоговый) платеж". По сути, это новый вид обязательных требований, а значит, их можно подчинить нормам 247-ФЗ, то есть вводить, если они экономически обоснованы, просчитаны, причем желательно в совокупности с универсальной или отраслевой нагрузкой, прошли оценку регулирующего воздействия (ОРВ) и тестирование. Также нужно определить порядок отмены подобных платежей.
На Госсовете вы упомянули еще и обязательные цифровые требования - чем они осложняют жизнь бизнеса?
Елена Артюх: Речь идет о внесении данных в системы "Честный знак", ЕГАИС, "Меркурий", медицинские ГИС и т. д. С каждым годом таких платформ все больше, причем многие сведения дублируются, хотя давно существует межведомственный электронный обмен. Нужно единое окно, куда предприниматель загрузит информацию, а дальше она разойдется по уполномоченным органам. В свою очередь бизнес должен иметь возможность использовать данные из этих систем и публичных реестров для защиты своих прав и интересов, например, для проверки контрагентов. Наконец, внедрять цифровые требования следует после тестового периода не менее года, без штрафов за нарушения на первом этапе.
Ведь что такое ЕГАИС для сельского магазина, где продавец возраста 60+ путается, как марку отсканировать, как передать данные, если завис интернет? Внутри Садового кольца, наверное, сложно понять, зачем булку хлеба или кило сахара в тетрадку записывать? А просто света не было и расплатиться карточкой нельзя. Но это наши территории, там живут наши люди, о них нельзя забывать.
Как вы оцениваете ввод туристического налога в 12 муниципалитетах? Если в областном центре это еще оправданно, то с кого собираются взимать его в Асбесте, Шале?
Елена Артюх: Очень жаль, что на местах, принимая такие решения, не уделили достаточно внимания нюансам, не посоветовались или, по крайней мере, не узнали мнение турбизнеса. Возможно, не вполне просчитали ожидаемые поступления.
Разве ОРВ не проводилась?
Елена Артюх: Нормативные акты по налогам не проходят эту процедуру. В Екатеринбурге мы пытались "вскочить в последний вагон" и включиться в обсуждение, но это ничего не дало: решение было уже фактически принято. Мудро поступил Березовский, где утвердили этот документ с отсрочкой на год. Нижний Тагил вообще не ввел турналог.
Какие тут видятся проблемы? Во-первых, малоформатные средства размещения могут вновь уйти в тень или просто закрыться, и этого опасаются сами предприниматели. Формально турналог платят гостиницы, но на самом деле его включают в счет постояльца. Если в номере отеля, который условно стоит 10 тысяч рублей в сутки, 100 рублей сверху никто не заметит, то в хостеле, где студенты или вахтовики платят по 300-600 рублей, это существенно.
Второй момент: жители Свердловской области тоже заплатят налог, если поедут на выходные в один из этих муниципалитетов. Или представим: екатеринбуржец решил поплавать в бассейне у отеля и остался там на ночь - с него возьмут 100 рублей на развитие инфраструктуры, хотя человек уже заплатил в этом городе НДФЛ, земельный, транспортный и имущественный налоги. Вот соседи поступают справедливо: в Перми с жителей края турналог не взимают, только с приезжих. А в Тюмени его вообще пока не вводили.
Еще раз предложила правительству области собрать отраслевое сообщество и обсудить вопрос. Лучшим решением было бы приостановить действие налога, но можно и расширить число льготников.
Удивили результаты соцопросов бизнеса в 2024 году. И в пандемию, и в начале СВО он не унывал, а теперь почти 40 процентов предпринимателей стали сомневаться, удастся ли им сохранить дело.
Елена Артюх: Бизнес чувствует себя по-разному в зависимости от отрасли, масштаба, территории и других факторов. Но опыт позволяет мне сохранять уверенность, что наши деловые люди справятся со сложностями. Для этого у них есть ресурсы, предприимчивость, поддержка государства. Ну а задача правозащитников - расшить "узкие" места, подставить плечо.