Этот водитель совершил аварию, проехав на запрещающий сигнал светофора, что установлено всеми материалами дела. В результате ДТП второй участник получил травмы средней тяжести. Суд первой инстанции вынес виновнику наказание почти по максимуму - год и восемь месяцев лишения прав. Напомним, что часть 2 статьи 12.24 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает за нарушение правил, повлекших причинение вреда здоровью средней тяжести, штраф от 15 тысяч до 37,5 тысячи рублей или лишение права управления на срок от полутора до двух лет. Все суды такое решение поддержали. В том числе и Верховный суд.
Казалось бы, можно было отделаться и штрафом при компенсации расходов и примирении сторон. Но дело в том, что суды учли отягчающие обстоятельства. А такими обстоятельствами стало то, что автомобиль собственника уже не раз попадал в объективы камер за различные нарушения. В том числе за проезд на запрещающий сигнал светофора. Кроме того, в судах выяснилось, что автовладелец совершал подобные нарушения и на другом автомобиле, ему принадлежащем.
Сам собственник утверждал, что все предыдущие нарушения совершал не он. Он сдавал машины в аренду. На его совести - только последнее ДТП.
И вот тут-то и возникает неожиданный эффект необжалования наказаний. Дело в том, что многие собственники машин, которые сдают их в аренду или допускают к их управлению своих родных, не заботятся о чистоте своих "штрафных историй". Но последствия у такой небрежности могут быть весьма печальными. Например, штраф за проезд на красный свет у нас - 1000 рублей. Но это только в первом случае. За повторное нарушение уже грозит штраф в 5 тысяч рублей, а то и лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев, если водителя остановит инспектор ГИБДД. Но первое такое нарушение может совершить другой водитель на машине собственника. И чтобы потом не иметь дополнительных проблем, необходимо такие штрафы обжаловать. Правда, придется доказать, что за рулем находился другой.
Ранее Верховный суд в постановлении Пленума установил четкие доказательства, на основании которых собственник может не отвечать за того водителя, который пользовался его машиной во время нарушения. Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться полис ОСАГО, в котором имеется запись о допуске к управлению автомобилем другого лица, договор аренды или лизинга транспорта, показания свидетелей или лица, непосредственно управлявшего машиной в момент фиксации административного правонарушения.
Если сроки не прошли, то ГИБДД по жалобе собственника переоформит наказание на другого водителя. Только в заявлении потребуется указать его имя. И приложить доказательства того, что именно он был за рулем авто в момент нарушения. Если же сроки прошли, ГИБДД просто закроет дело. Суд поступит точно так же.
Многие собственники машин, получив штрафные квитанции от камер фотовидеофиксации, ничего не предпринимают для обжалования наказания за нарушения, совершенные не ими, а пользователями их авто. Они попросту перекладывают на этих пользователей обязанность заплатить штраф. А уж что касается семейных автомобилей, то такое происходит сплошь и рядом. Ну какой мужчина будет опротестовывать штраф, если за рулем была его жена или сын?
Каршеринговые компании вообще не заморачиваются опротестованием штрафов. Они их просто переадресовывают водителям, которые в тот самый момент управляли авто. А в результате в очень неприятную ситуацию может попасть водитель, который случайно и в первый раз нарушил правила. Ему придется либо заплатить очень высокий штраф за повторное нарушение, либо лишиться прав.