Гомельская компания "Идэй Роботикс" помогает роботизировать российский автопром

Роботизированные комплексы могут выполнять разные операции, в том числе физически изнурительные.
Роботизированные комплексы могут выполнять разные операции, в том числе физически изнурительные. / Иван Яриванович
И Красноярск, и Кингисепп. Столь широко сегодня выглядит география поставок российскому автопрому роботов предприятия "Идэй Роботикс", резидента Гомельского технопарка "Коралл". Автоматизировать одну из самых тяжелых операций в производстве автомобильных колесных дисков и разгрузить людей - задачка со звездочкой, которую в этой нише решают единичные компании мира. Среди них белорусы.

"Идэй Роботикс" еще в 2017 году вплотную занялся темой интеграции "железных помощников" в производство. Директор предприятия Дмитрий Юдин рассказывает, как это было:

- Начинали небольшой командой, все выпускники Гомельского государственного технического университета имени П.О. Сухого, инженеры. Автоматизация технологических процессов - то что нам было реально интересно. Непосредственно "железо", то есть роботизированные комплексы, приобретаем в Китае, а вот "мозги" - программное обеспечение под индивидуальные запросы конкретного производства, инжиниринговые услуги, конструктив - это уже чисто наша работа.

Сварка, резка, фрезеровка, окраска, паллетирование, укладка... Автоматизацию базовых технологических процессов гомельские айтишники освоили достаточно быстро. Сегодня роботизированные комплексы резидента технопарка "Коралл" способны выполнять разные операции, в том числе и "неподъемные", где работа физически изнурительна и банально не хватает рук. Все это уже служит промышленным предприятиям Беларуси и России, ускоряя и упрощая производственные задачи на фоне порой остро ощутимого кадрового голода. А некоторые решения "Идэй Роботикса" и вовсе оказались спасательным кругом для промышленников. Дмитрий знакомит с актуальным примером из жизни:

- Нам интересны сложные проекты, за которые никто обычно не берется.

И вот таким крепким орешком, например, в автомобильной промышленности была перегрузка колесных дисков. На тот момент, когда мы подступались к автоматизации процесса, подобные решения предлагали только считаные американские компании, сейчас осваивают и китайские... В чем суть? Человек приходит на работу и каждые 5 секунд он не просто переносит диски весом до 20 кг для выполнения отдельных технологических операций, а поднимает их с пола на определенную высоту. То есть работа реально тяжелая. При растущих объемах производства требует дополнительных человеческих ресурсов. Среди первых, кто к нам обратился в 2018 году, была одна из крупнейших российских компаний - "Яршинторг YST Group" в Ярославле. Наверное, в городе не осталось людей, которые не были бы знакомы с этим технологическим процессом, и даже за большие деньги для предприятия стало проблемой найти желающих на этот тяжелый участок работы.

Если в 2017 году в Беларуси лишь пара компаний закупали роботизированные комплексы, то сегодня счет идет на десятки

Задумано - сделано. Инженер-программист Никита Малашков, еще в недавнем студент ГГТУ им. П.О. Сухого, был в числе разработчиков умной начинки для такого роботизированного комплекса. Знакомит с широтой возможностей "железной руки":

- Самым трудным было синхронизировать робота с конвейером, чтобы он работал в унисон, без перебоев и ошибок. Максимально быстро, плавно и качественно выполнял от 5 до 9 основных операций. Для понимания: речь идет о более чем 300 наименованиях дисков, при этом практикуется 5 вариантов укладки, на каждый свой порядок.

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Евгений Гайва

Никита на экране компьютерного монитора показывает робота в деле. Под ритмичный шум конвейера по ленте плывут колесные диски. Трехметровый гигант с легкостью снимает три штуки одновременно, перемещая на следующую производственную позицию. Грузоподъемность "железной руки" - 250 кг. Приличная скорость движения - за секунду преодолевает 7 метров. По факту работает за пятерых. При этом в споре, заменит ли робот человека, Дмитрий Юдин, к примеру, стоит на четкой позиции:

- Люди должны выполнять умную работу, а роботы - тяжелую. Задача автоматизированных комплексов - заменить физический труд именно там, где он монотонный, рутинный, на пределе сил. И там, где есть объемы, но реально не хватает людей.

За годы сотрудничества перегрузка колесных дисков с легкой руки гомельчан автоматизирована в ООО "КиК" Красноярского края и на площадках других крупных автопроизводителей России. Сейчас в работу запущен новый масштабный проект в этом сегменте: на днях "Идэй Роботикс" отгрузил первый такой умный комплекс в адрес ООО "МВ Кингисепп", что под Санкт-Петербургом. Роботы будут заняты в процессе перемещения колесных дисков с операции сварки на окраску. Впереди у гомельских специалистов работа на месте в Кингисеппе: сборка, установка, запуск, сопровождение, обучение персонала. Автоматизация технологических процессов на предприятиях Союзного государства выходит на новый уровень. Если в 2017 году в Беларуси буквально 2-3 компании страны объявляли конкурсы о поставке роботизированных комплексов, то сегодня счет на десятки. Обоюдные планы на перспективу и вовсе грандиозные - войти в топ-25 стран мира по плотности роботизации.

В тему

Гомельское предприятие "Идэй Роботикс" первым на постсоветском пространстве разработало роботизированную аптеку, которая позволяет отпускать лекарства 24/7 в любой удаленной точке без участия человека. Робот-фармацевт установлен на железнодорожном вокзале в Минске, здесь будет проверять свою работоспособность на практике. Крупные компании Беларуси и России уже заинтересовались такими беспилотными торговыми объектами. Первый заказ поступил от сети автозаправочных станций.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться