Индустрии туризма нужно до двух миллионов новых работников

Внутренний туризм России бьёт рекорды: в 2024 году, по предварительным оценкам, число поездок по стране выросло почти на 14%, превысив 91 миллион. На фоне роста турпотока приток инвестиций в сектор ежегодно растет на 12-14%, а вместе с ним - потребность индустрии в кадрах. Эксперты НИУ "Высшая школа экономики", РУДН и представители туриндустрии обсудили перспективы кадрового потенциала отрасли в ходе Московского международного салона образования (ММСО).
iStock

ММСО и НИУ "Высшая школа экономики" представили совместное исследование по кадровой ситуации в туристической отрасли: согласно его данным, дополнительная кадровая потребность туристической индустрии в специалистах к 2030 составит как минимум 437 000 человек.

По данным доклада ММСО и ВШЭ, в сфере туризма сейчас заняты 1,1 млн человек, 60% из них - линейные работники без специальных квалификаций (горничные, разнорабочие, грузчики, мойщики посуды и оборудования, официанты и т.п.), 25% - средний сегмент работников со средним профессиональным или высшим образованием (менеджеры, гиды, повара), 15% - высший сегмент (руководители, создатели продуктов, высококвалифицированные специалисты). Данный сегмент состоит из людей с высшим образованием, зачастую не имеющих отношения к туризму и гостиничному делу.

В туристической индустрии наблюдается острый дефицит как линейных, так и квалифицированных кадров. В количественном выражении наиболее острая нехватка ощущается в линейных сотрудниках, отмечает директор Центра развития навыков профессионального образования Высшей школы экономики Вера Мальцева. Кроме того, для развития индустрии не хватает дополнительных компетенций - не все потребности работодателей находят отражение в существующих программах профессионального образования. В первую очередь не хватает людей с комплексным пониманием индустрии, готовых к созданию новых продуктов и повышению стандартов качества.

"Отрасль поменялась, появились новые продукты, оказалось, что нам нужны люди с новыми квалификациями: кто разбирается в привлечении инвестиций, понимает в GR или может создать IT-систему в области туризма", - заметила Вера Мальцева.

При текущей структуре система среднего и высшего образования может покрыть ее потребности только на 50%, указывает представитель ВШЭ. По оценкам экспертов, каждый привлеченный в отечественный туризм рубль приносит 7 рублей в смежные отрасли: начиная от общепита и сферы услуг и заканчивая транспортом и логистикой. Все это вызывает рост занятости.

"Если просчитать вместе с гостеприимством и смежными блоками, то дефицит кадров к 30 году может превысить 2 миллиона человек. При этом нельзя сказать, что недостаточно количество мест для обучения. По факту мы видим, число выпускников, которые идут в отрасль - в среднем 50%, кое-где, как в РУДН, - ближе к 70%", - отметил руководитель Международного аналитического центра устойчивого развития туризма РУДН Христофор Константиниди.

В целом ситуацию в индустрии Константиниди оценил, как "взрывной рост". "По итогам 2024 года оценочно россияне совершили 91 млн поездок. За последние три года динамика роста инвестиций в основной капитал в туризме была на уровне 12-14% в год. Растет предпринимательская активность, доходы участников рынка и местного населения. И фактически туризм становится уже не просто отраслью экономики, а драйвером социально-экономического развития территории, мультипликатором инвестиций. Отмечается от 20 до 50 отраслей, на которые воздействует туризм. Это один из серьезных мультипликаторов наравне со строительным комплексом", - сказал эксперт.

Эксперты ММСО и ВШЭ также выделили следующие тренды в кадровой ситуации в туризме. Ежегодно порядка 100 000 выпускников школ поступают в колледжи и вузы на программы направления "Сервис и туризм". При этом опорной в подготовке кадров для туризма остается лишь система среднего профессионального образования - 87% всех обучающихся на профильных направлениях учатся на программах СПО, в то время как объемы подготовки в вузах сократились. Профильное образование "Туризм и сервис" остается малопрестижным. Это видно по средним баллам поступающих и ограниченным предложениям платного обучения. Семьи абитуриентов редко готовы в него инвестировать. Исправить ситуацию, по мнению экспертов, поможет систематическая просветительская работа и карьерная навигация.

Отмечается готовность работодателей нанимать выпускников-гуманитариев без профильного образования в сфере туризма. "Сейчас работодатели больше хотят нанимать по смежной специальности. Если гиды - то историки, географы, краеведы. Гиперфиксация только на профильных направлениях здесь неразумна", - пояснила автор исследования Вера Мальцева.

Авторы доклада предлагают базовые решения кадрового дефицита для каждого сегмента. Для инфраструктурного блока линейного персонала - краткосрочные образовательные программы. Для среднего блока - практико-ориентированные (дуальные) модели образования по профильным направлениям. Со стороны индустрии уже есть запрос на внедрение в образовательные программы вузов и колледжей до 70% практики. Для верхнего блока - смежные с туризмом специализации: история, география, краеведение, культура, организация мероприятий и тд.

В индустрии ожидается появление большого числа новых профессий: архитекторы территорий, маркетологи пространств, режиссеры индивидуальных туров, консьержи робототехники и тд.

"Гостиничная отрасль еще нескоро оправится от усугубившейся проблемы кадрового голода, которая продолжает нарастать со временем COVID-19. 5 лет назад, сократив штат "миллинеалов" в лучшем случае вполовину - туротрасль не задумывалась о том, что существующие кадры найдут себя в других сферах. И теперь одной из острых проблем для отельеров становится не просто кадровый голод, а нарастающее нежелание нового поколения "зумеров" работать в гостиничной сфере. В целом, гостинично-ресторанный бизнес в России никогда не считался престижным, и даже лет десять назад позиции линейного персонала в большинстве своем занимали студенты, которые не находя для себя перспектив развития, в скором времени уходили. Однако в последние два года эта ситуация усугубилась и дополнилась новыми вызовами для отельеров, связанными с зарплатными ожиданиями потенциальных кадров. За непрестижную работу "руками" кадры в возрасте от 18 до 25 лет без профильного опыта и образования хотят получать от 100 000 рублей и выше. И, конечно, сейчас, когда резко вырос внутренний туризм, нехватка персонала ощущается острее. Отельеры активно запускают онлайн платформы для обучения, понимая, что даже при работе с профильными вузами, большинство разработанных программ не отвечают запросам рынка", - поясняет коммерческий директор группы отелей "Русские сезоны" Инна Рындина.

Руководитель информационного отдела независимого профсоюза "Новый Труд" Мария Коледа согласна, что одной из причин кадрового дефицита является невысокий престиж профессий в туризме и сервисе. Это связано с устаревшими стереотипами о низких зарплатах и отсутствии карьерных перспектив в отрасли.

Ещё одной серьёзной проблемой является несоответствие образовательных программ потребностям рынка. Текущая система образования покрывает потребности отрасли лишь на 50%. Программы колледжей и вузов зачастую не учитывают современные требования работодателей, такие, как навыки в области IT, GR или создания новых туристических продуктов. "Высокая текучесть кадров также не позволяет вырастить качественных и компетентных специалистов. Линейные сотрудники, составляющие 60% работников отрасли (горничные, официанты, грузчики и другие), часто сталкиваются с низкими зарплатами, тяжёлыми условиями труда и отсутствием социальных гарантий. Это приводит к оттоку кадров, ведь туризм фактически конкурирует за них с другими секторами экономики, такими, как логистика, общественное питание и розничная торговля, где условия труда зачастую более привлекательны.

Чтобы решить эти проблемы, необходимо внедрить практико-ориентированные модели обучения, где до 70% учебного времени будет посвящено практике. Это позволит студентам быстрее адаптироваться к реальным условиям работы. Кроме того, нужны ускоренные курсы, которые помогут быстро восполнить дефицит кадров. Привлечение специалистов из смежных областей - выпускников с гуманитарным образованием (историков, географов, краеведов) - требует разработки программ переквалификации и адаптации", - отмечает Коледа.

Повышение престижа профессий в туризме, систематическая просветительская работа и карьерная навигация помогут изменить восприятие отрасли среди молодёжи и их родителей. Улучшение условий труда и повышение уровня оплаты - среди линейных сотрудников.

Проректор по развитию программ магистратуры и аспирантуры, Российская международная академия туризма, д.э.н Татьяна Рассохина отмечает, что при анализе этих цифр и выработке решений для реагирования на них необходимо принимать во внимание, что расчет ведется по всей группе предприятий ОКВЭД "Туризм", а в эту группу входят не только непосредственно предприятия туриндустрии, но и предприятия культуры, транспорта и прочие.

"Таким образом, при развитии туризма в систему вовлекаются широкие круги работающего населения. И поэтому в перспективе наряду с задачей по подготовке кадров непосредственно для гостиниц и т.п. необходимо заботиться о формировании "принимающего сообщества". Модули туристской направленности должны закладываться в подготовку кадров по всем сервисным специальностям, для работников культуры, работников ООПТ и пр.", - говорит она.

Также она отмечает, что привлечение мигрантов для массовых линейных должностей не решит вопрос, а вот приглашение высококвалифицированных специалистов сферы питания могут быть востребованы.