Работодатели назвали гостинг новой проблемой при поиске работников

По итогам прошлого года каждый девятый кандидат при устройстве на работу после успешного собеседования неожиданно прекращал общение с работодателем или не появлялся на рабочем месте в первый день, посчитали аналитики hh.ru и облачной CRM-системы для рекрутинга Talantix (входит в HR-экосистему сервисов hh.ru), документ есть в распоряжении "РГ". Такое явление называется гостингом. Отмечается, что число случаев гостинга постоянно растет и за год оно увеличилось сразу на 71%.

Аналитики отмечают, что чаще всего неожиданно исчезают после собеседований представители рабочих профессий - так называемые "синие воротнички". Например, по итогам прошлого года грузчики не выходили на работу в 34% случаев, уборщики - в 32% случаев. Уровень гостинга среди упаковщиков и автомойщиков составляет 31%, а среди кладовщиков - 29%.

Нередки случаи, когда по причине гостинга не трудоустраивались продавцы-консультанты, официанты, бармены и кондитеры. Распространен он и среди узкопрофильных специалистов. Лидируют в этой категории мастера ногтевого сервиса: каждый третий из них исчезал без предупреждения. Примерно столько же кандидатов не выходили на связь среди актеров и аниматоров. Андеррайтеры пропадали "с радаров" в 19% случаев, а менеджеры по стратегии - в 17% случаев. Реже всего гостинг встречается при найме бизнес-аналитиков - только 3% из них резко прекращали общение с работодателем.

Среди сотрудников сферы продаж и клиентского больше всего гостингу подвержены специалисты по взысканию задолженности, за ними следуют операторы call-центров и администраторы.

Руководители высшего и среднего более ответственны. Но и здесь не обходится без исключений, говорится в исследовании. Так, директора магазинов исчезали после собеседования в 9% случаев.

Наиболее остро проблема гостинга затрагивает гостиничный бизнес и общепит, где такие ситуации фиксируются чаще, чем где-либо - в 22% случаев. Вторая по распространенности гостинга - сфера сельского и лесного хозяйства, на которые приходится по 20% случаев. Третье место делят сектор госуправления, соцобеспечения и область оптовой и розничной торговли - по 18% случаев. Замыкает топ отраслей с самой высокой долей гостинга сфера здравоохранения, где он встречается в 15% случаев.

По итогам прошлого года лидером по числу случаев гостинга стала Тверская область, где 42% кандидатов пропадали из поля зрения работодателей. Сюда входят не только те, кто не появляется на рабочем месте после трудоустройства, но и те, кто неожиданно прекращает общение уже после успешного собеседования или этапа договоренностей. В число регионов, где часто встречается гостинг, также вошли Алтайский край, Архангельская область, республики Бурятия и Хакасия.

Исчезновение кандидатов после собеседования или невыход на работу в первый день - сегодня распространенное явление на российском рынке труда, отмечает основатель и руководитель HR-агентства Наталья Егорова. Так, 28% соискателей признаются, что не приходили на назначенное собеседование без предупреждения, а 13% кандидатов исчезают после принятия предложения о работе или не выходят в первый рабочий день, говорит она. По ее словам, чаще всего к гостингу склонны молодые специалисты, в возрасте до 40 лет.

Лидер проектов по массовому подбору персонала в ЮНИРЕСТ (бренд ROSTIC'S) Татьяна Рыбалкина, напротив, уверена, что гостинг встречается среди кандидатов разного возраста. "Это явление - не про инфантильность молодого поколения, а скорее про какие-то личные качества. То есть, человек в последний момент передумал или нашел другое место работы и по каким-то причинам не готов услышать обратную связь о своем поступке", - поясняет эксперт.

Растет число случаев гостинга потому что на рынке труда конкуренция за сотрудников - все жестче и у кандидатов становится больше возможностей выбора, добавляет главный менеджер по подбору в компании PRO32 Дарья Записоцкая.

Совсем недавно в нашей компании кандидат прошел два этапа интервью, получил преоффер от команды, был невероятно рад при презентации, просил пару дней на принятие решение, а потом исчез, рассказала "РГ" руководитель направления подбора персонала Антонина Чичук. По ее словам, человек перестал выходить на связь, хотя в сети появлялся. "Три дня попыток связаться с ним были тщетны, при этом в Telegram он заходил, звонок на телефон проходил. Спустя полторы недели кандидат вернулся и сообщил, что все это время ждал оффер от другой команды. Ему было стыдно признаться, что другой оффер он не получил, а к нам решил вернуться в надежде, что команда ждет его", - поделилась Чичук.

Она также обратила внимание, что не всех кандидатов, склонных к гостингу, можно сразу вычислить. Некоторых, действительно, видно с первой встречи. Они могут редко отвечать, игнорируют вопросы. Но бывают и такие, заметила эксперт, которые прекрасны в общении, доходят до финала, а потом неожиданно исчезают.

Я бы разделила кандидатов, склонных к гостингу, на две группы, подчеркнула директор по рекрутменту ГК Selecty Ирина Борискина. Первые - это те, которые пропадают на этапе коммуникации, во время интервью. И таких больше, по ее оценке, примерно 8-10%. Вторая группа - это те, кто не выходит после принятия оффера. Их приблизительно 1-2%.

Психолог Ксения Павлова допускает, что склонность к гостингу в ряде случаев связана с психологической травмой детства из-за гиперопеки родителей. "Даже получив престижное образование и красный диплом, человек не в состоянии самостоятельно выбирать и принимать решения", - говорит она. Поэтому на собеседованиях Павлова рекомендует поинтересоваться у соискателя, как он видит свое профессиональное будущее. Если человеку интересна его профессия, то он будет рассказывать конкретные вещи про себя.

Эксперт Егорова со своей стороны советует работодателем просто не затягивать процесс найма. Сокращение длительности отбора и быстрое принятие решений, по ее словам, могут снизить вероятность потери кандидата. Эксперт Записоцкая считает, что для предупреждения подобных ситуаций работодателю подвластен целый комплекс мер. Одна из них - выстраивание доверительных отношений с кандидатом, чтобы он мог честно рассказать о своих ожиданиях, возможных сомнениях и критериях выбора. Вторая - развитие HR-бренда. Чем сильнее и позитивнее имидж работодателя, тем меньше вероятность гостинга со стороны кандидатов.

Действительно, сравнивая примерно одинаковые по потенциалу компании, соискатели отдают предпочтение той, чья репутация выше, отмечает директор по развитию CRM-системы Talantix Марина Хадина. "Положительный имидж будущего места работы говорит о том, что руководство относится к сотрудникам внимательно, с уважением и заботой", - заключила она.