Почему в Перми кинотеатры закрываются, а в Ялуторовске спрос на них стабилен

Нерадостная новость: в Перми начали закрываться кинотеатры. Полупустые залы и низкие кассовые сборы - в таких непростых экономических условиях выжить смогли не все. Почему будущее кинопроката оказалось под угрозой и что происходит в этой сфере в других регионах Большого Урала, выясняли корреспонденты "РГ".
В одних городах кинотеатры закрываются, в других - на премьерных показах яблоку негде упасть.
В одних городах кинотеатры закрываются, в других - на премьерных показах яблоку негде упасть. / Татьяна Андреева/РГ

Пермский край

По данным Единой автоматизированной информационной системы Фонда кино, в Перми за последний год посещаемость кинотеатров снизилась на 23 процента. При этом их выручка за тот же период сократилась лишь на пять процентов, но такой показатель связан с ценами на билеты: за год они в среднем выросли с 356 до 462 рублей.

Снижение интереса зрителей к большому экрану прослеживается в Перми уже несколько лет. Отчасти это послужило причиной закрытия самых крупных городских кинокомплексов "Кристалл" и "Синема Парк". Под угрозой исчезновения из-за нерентабельности оказались и другие пермские кинотеатры.

По словам заведующей лабораторией маркетинговых исследований и разработок Пермского государственного национального исследовательского университета Евгении Керзиной, главной причиной снижения интереса к походам в кинотеатры стала альтернатива в виде домашнего просмотра фильмов в интернете. Если раньше полутора-двухчасовой фильм приходилось скачивать в течение нескольких часов, то теперь его можно смотреть онлайн без каких-либо задержек, и стоимость такого просмотра гораздо ниже, чем в кинопрокате. При этом технологии шагнули так далеко вперед, что уже никого не удивишь телевизором с поддержкой 3D-видео и системой, создающей многомерный объемный звук. В результате за последние три-четыре года спрос на услуги онлайн-кинотеатров увеличился на 45 процентов.

- Если качество фильмов для домашнего просмотра повышается, то в сфере кинопроката обратная тенденция: технологии, которые ранее завораживали тысячи зрителей, уходят, - продолжает Евгения Керзина. - Так, многие пермяки привыкли смотреть бестселлеры мирового кино в IMAX. Это кинематографическая система, которая объединяет технологии съемки, обработки и показа фильмов для достижения максимального эффекта погружения в происходящее на экране. Но сегодня просто нет соответствующего киноконтента, который можно было бы показывать в IMAX.

Пока снимаются фильмы, будут и заведения для их массового показа. Домашний просмотр никогда не даст таких эмоций

Еще одной причиной охлаждения зрительского интереса, по мнению руководителя отдела по связям с общественностью регионального проекта "Пермская синематека" Александры Букриной, стало отсутствие мощных рекламных кампаний по раскрутке киноновинок. Потенциальные зрители иногда даже не знают о выходе в прокат тех или иных новых лент, а если афиша все же попадается им на глаза, то никакой интриги не создает. В результате у потребителей не появляется ответа на вопрос, почему они обязательно должны посмотреть новый фильм именно на большом экране, а не дома на диване, ведь уже скоро он станет доступен в онлайн-кинотеатрах.

- Причина вялой PR-поддержки новинок может быть связана с развитием теневого проката, - предполагает Александра Букрина. - Рекламировать кинопродукты, на показ которых в России не получено официального разрешения, как правило, от зарубежных правообладателей, никто не готов. При этом Ассоциация владельцев кинотеатров уже не раз выступала с предложением поддержать российские фильмы и полностью исключить в стране теневой прокат зарубежных бестселлеров.

Тюменская область

В Тюмени 13 кинотеатров, большинство из них относится к федеральным сетям, но есть и частные заведения с миниатюрными залами для маленьких компаний. Кроме того, почти во всех ТРЦ имеются еще и отдельные киноаттракционы - с 7D или 8D. С 2020 года в областном центре не закрылась ни одна площадка.

Более того, и в малых городах кинопоказ весьма востребован. К примеру в 40-тысячном Ялуторовске десятая часть жителей ежемесячно посещает единственный кинотеатр "Премьера" в культурно-деловом центре "Юбилейный", притом зрители - всех возрастных категорий, от малышей до пенсионеров. Два зала - на 325 и 40 мест - дают по 14 сеансов в день. Если фильм долгожданный, то попасть на первый показ удается не всем желающим. Сейчас, например, в афише 20 названий, средняя цена билета - 280 рублей.

- Так как мы в городе одни, конкурировать за зрителя не приходится. С трудностями справляемся сами, поддержки властей не просим. Развиваемся и трансформируемся под запрос населения, наблюдаем за "старшими" коллегами, перенимая лучший опыт. Скажем, премьеры показываем вместе со всей страной, без задержек, стараемся устраивать встречи ялуторовчан с актерами и режиссерами, - поделился секретами популярности своего заведения его руководитель Егор Ефимов.

Культурно-деловой центр стал не только точкой притяжения знатоков кино, но и просто любимым местом проведения досуга. В нем работают кинобар, семейное кафе с авторским мороженым. Создан киноклуб для обсуждения фильмов, налажена обратная связь со зрителями в мессенджерах, есть и сайт.

- В разные десятилетия предрекали: с появлением видеокассет, DVD, флешек, интернета, стриминговых платформ, онлайн-кинотеатров обычные кинотеатры закроются. Уверен: этого не произойдет. Пока снимаются фильмы, будут и заведения для их массового показа. Домашний просмотр никогда не даст таких эмоций: последние секунды, общее настроение огромного зала, титры, свет - это же волшебство! - заключает Егор Ефимов.

Курганская область

В Зауралье массового закрытия кинотеатров тоже не наблюдается. Эту болезнь регион пережил в конце 1990-х - начале нулевых: только в областном центре тогда прекратили существование 8 из 9 кинотеатров. Сейчас в Кургане осталось одно муниципальное заведение с двумя зрительными залами и три коммерческих в торгово-развлекательных центрах.

Старейший кинотеатр "Россия", которому без малого 70 лет, сохранился благодаря тому, что осенью 2014-го его взял под крыло муниципальный центр культуры и досуга. Безусловно, пандемия, санкции и онлайн-платформы повлияли на посещаемость, сегодня залы заметно опустели, но кинотеатр продолжает жить.

- Мы не гонимся за прибылью, на первом месте - обслуживание зрителя, - поясняет директор центра Вячеслав Тимошенко. - У муниципального кинотеатра важная социальная и просветительская роль. Активно сотрудничаем со школами, проводим акции для многодетных семей, инвалидов, пенсионеров: билеты для них - по сниженным ценам.

Конечно, у муниципального кинотеатра есть свои преимущества, например, не нужно платить за аренду. Зато коммерческие залы в ТРЦ выигрывают за счет большого трафика покупателей.

Кстати, многие из них открылись благодаря госпрограмме, при помощи которой развивается и кинопоказ в глубинке. Глава местной компании "Кино" Александр Шелехов в 2009 году создал в регионе сеть кинотеатров "Киноклуб", а спустя десять лет впервые решил поучаствовать в конкурсе Фонда кино на модернизацию кинозалов и получил субсидии на оборудование трех таких объектов. Сегодня сеть объединяет 12 кинотеатров по всей области. Они расположены преимущественно в Домах культуры районных центров и по закону пользуются преференциями по предоставлению помещений, ведь в глубинке кинозалы являются социальными объектами.

За все годы закрылся только один кинозал в микрорайоне Рябково, где владелец помещения заломил слишком высокую цену аренды. Между тем экономика кинозалов довольно скромна. Половина дохода от продажи билетов идет правообладателям фильма, а значит, общий валовый доход должен быть не менее 350-400 тысяч рублей в месяц, по факту же выходит 200-300 тысяч. В общем, учитывая, что регсеть принципиально не крутит пиратских лент, сверхдоходов у нее не предвидится. Но сворачивать бизнес его создатель не собирается.

Поначалу опытные предприниматели сомневались, что зритель, приученный к стандартам Голливуда, пойдет на российские ленты. А он пошел

По мнению Александра Шелехова, сегодня роль киноискусства в патриотическом воспитании молодежи велика как никогда, вот только в региональном управлении культуры нет ни отдела, ни даже специалиста, отвечающего за этот сектор.

- Между тем в Курганской области 28 цифровых кинозалов, которые получили федеральные субсидии на модернизацию: всего через Фонд кино выделено 175 миллионов рублей, это большие деньги. Но, похоже, в органах власти это никого не интересует. Я считаю, что такое направление, как кино, обязательно должно регулироваться государством, - убежден Шелехов.

По его мнению, особое внимание нужно уделять патриотическим и военным фильмам, картинам, воспитывающим целеустремленность, характер, любовь к родине. На них детей нужно, как раньше, водить классами. В кинотеатрах на хорошей современной аппаратуре можно показывать и учебные ленты, качественные фильмы о культуре, истории. Александр Шелехов признался, что готов делать это для детей бесплатно - лишь бы ходили.

Свердловская область

Средний Урал в 2020-2022 годах потерял четыре кинотеатра из 77, еще четыре сократили количество залов или время работы из-за снижения посещаемости и отсутствия льгот по аренде помещений.

- Во время пандемии у меня появился отдельный общественный помощник по кинопрокатной деятельности - настолько острая ситуация складывалась в этой сфере. Но в 2024-м ни одной жалобы от ее представителей не поступило, - говорит свердловский бизнес-омбудсмен Елена Артюх. - По оценке общественного помощника Александра Прохорова, работа кинотеатров в Екатеринбурге в целом восстановилась. Да, зрителей по сравнению с 2023 годом стало меньше примерно на 10 процентов, но выручка выросла на 17 за счет удорожания билетов, что позволило свести баланс. Поначалу опытные предприниматели сомневались, что массовый уральский зритель, приученный к стандартам Голливуда, пойдет на российские ленты. А он пошел, и не потому, что конкуренции нет. Продукты, которые предлагают наши кинематографисты, оказались интересными и качественными.

Правда, прокатчики сетуют, что нагрузка на залы распределяется неравномерно: к Новому году киностудии выдают на рынок много новых картин, которые крутят зимой и весной, а вот летом и осенью кинотеатрам приходится тяжеловато.

- Мы зависим от того, какие фильмы будем показывать. Провальные месяцы или годы случались и раньше, в целом ситуация все равно улучшается. Изменить ее может наличие кассовых фильмов и их продуманное распределение по всему календарному году, - подтверждает и.о. председателя Свердловской областной организации Союза кинематографистов России Павел Поляков.

Комментарий

Рифат Фазлыев, главный редактор CINEMAPLEX:

- Еще недавно в России насчитывалось около 2,5 тысячи кинотеатров. Сейчас, согласно открытой базе данных минкультуры, - 1,8 тысячи. Хотя, сразу оговорюсь, статистику особо никто не ведет. Кинотеатры действительно закрываются и теряют выручку. Из-за высокой инфляции расходы владельцев залов увеличиваются, им приходится поднимать цены на билеты. Но большая часть зрителей не готова отдавать 600 рублей за сеанс, когда можно заплатить 200 рублей за месячную подписку на онлайн-платформе (или вовсе по акции) и посмотреть множество премьер дома. К тому же многие интернет-площадки активно продвигают свои релизы не после проката на больших экранах, а одновременно с ним.

Сказывается и отсутствие громких зарубежных премьер. Наш кинематограф все еще не смог восстановиться после расставания с Западом, он не умеет работать с аудиторией. Главная его проблема - подражание без границ: "выстрелил" один исторический фильм - все идут по этой дороге до безусловных провалов, спортивный - та же самая картина. Теперь пошли сказки. А материала так много, той же фантастической литературы отечественных авторов!

Еще один момент: в 2020 году в стране стали открывать муниципальные кинотеатры с более дешевыми билетами - согласно требованиям минкультуры и Фонда кино они обязаны были отработать пять лет. То есть теперь они могут исчезнуть. По сути, вложения государства ушли в никуда. Даже в столичных регионах происходит странное: новые ТРЦ открываются без кинозалов.