В Кузбассе ищут способы вывести угольную отрасль страны из кризиса

Угольная отрасль преодолевает очередной кризис в ручном режиме. Главная задача - сохранить добывающие предприятия и их коллективы.
Сегодня вопросы железнодорожных перевозок черного золота в восточном и западном направлениях для отрасли - одни из самых главных
Сегодня вопросы железнодорожных перевозок черного золота в восточном и западном направлениях для отрасли - одни из самых главных / Илья Наймушин/ РИА Новости

Ситуацию в углепроме обсудили на всероссийском совещании с участием представителей органов власти добывающих регионов и отраслевого бизнеса. Оно состоялось в Кузбассе - центре отечественной угледобычи, от нее и зависящем. Последствия кризиса по итогам минувшего года оказались катастрофическими для местного бюджета: минус 56 миллиардов рублей.

- Угольный рынок отличается особой волатильностью. Мы это знаем, кризисов много проходили. Были резкие падения, были подъемы. И угольная отрасль страны, находящаяся полностью в частных руках, научилась справляться с этими вызовами. Но у нынешнего кризиса свои особенности, на этот раз сошлось много факторов, оказывающих влияние на ситуацию, - подчеркнул глава минэнерго РФ, бывший губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. - Когда предложения на рынке становится слишком много, цена падает. Ряд компаний, не выдерживая этого снижения, прекращает деятельность. Когда спрос вновь увеличивается, цена растет. Получается, кто выжил в кризисе, тот выжил. И мы обязаны оказать угольной отрасли поддержку всеми средствами, чтобы она пережила кризис с минимальными потерями. Напомню: на внутреннем рынке угольщики обеспечивают 25 процентов всей электроэнергии и 80 процентов тепла. И не стоит забывать, что угольная отрасль в одном только Кузбассе - это 24 моногорода, где проживает 1,6 миллиона человек.

По словам министра, проблемы отрасли рассматриваются на самом высоком уровне. И совсем скоро будет согласована Энергетическая стратегия России до 2050 года. Какое место в ней отводится углю, можно судить уже по одной цифре: не менее 600 миллионов тонн угля в год (на уровне благоприятного 2021-го) Россия планирует добывать через четверть века. Задача амбициозная, но, с другой стороны, угля в стране столько, что его хватит еще минимум на пятьсот лет.

- Главное - сохранить коллективы добывающих предприятий, которые складывались десятилетиями, не потерять шахтерские династии, - продолжил Сергей Цивилев. - Особенно это касается Кузбасса и других регионов, зависящих от угля. Поэтому планируется огромный комплекс мероприятий, и даже если всего лишь половина их будет реализована, это уже станет очень серьезной поддержкой для отрасли.

Какие именно мероприятия призваны спасти отечественный углепром, глава минэнерго РФ не уточнил. Но сообщил, что перспективы отрасли рассмотрят на стратегической сессии, которую 1 апреля этого года проведет председатель правительства РФ Михаил Мишустин. А недавно глава минэнерго на совещаниях в Тамани и Хабаровском крае обсудил вопросы железнодорожных перевозок черного золота в восточном и западном направлениях. Общались все участники процесса, включая владельцев морских портов и парка полувагонов. По словам Сергея Цивилева, разговор получился непростой. Впрочем, он еще не закончен.

- Мы должны сделать так, чтобы движение и на запад, и на восток было выгодно угольщикам. И, я надеюсь, железная дорога также предоставит скидки, чтобы экспортные перевозки можно было осуществлять хотя бы "на нуле", - отметил Цивилев. - Что касается развития мирового рынка, то многие страны сейчас наращивают потребление угля. Перспективы в плане экспорта у России есть, и большие. Самое главное - не потерять эту нишу.

Кузбасское правительство и угольные компании вышли на федеральный уровень с предложением для РЖД вернуть действовавшие до июня 2022 года понижающие коэффициенты на оплату перевозок угля к северо-западным и южным портам. Предложили и ввести госрегулирование расценок на использование железнодорожных вагонов и услуги стивидоров.

- Наши угольщики действительно готовы производить угля больше на двадцать, а то и на тридцать процентов, чтобы отправлять его на экспорт. За январь-февраль отставание по объемам поставок на восток, которые предусмотрены соглашением с РЖД, составило всего два процента, - сообщил губернатор Кузбасса Илья Середюк. - Но, думаем, уже в марте будет возможность все наверстать.

Итоги подведут после первого квартала. Упомянутое соглашение об экспорте угля из Кузбасса на восток было подписано в январе 2025-го, на тех же условиях, что и в 2024-м - 54,1 миллиона тонн в год. Но если тогда аналогичные соглашения с РЖД были у семи регионов, то сейчас - лишь у Кемеровской области.

Между тем вероятность, что такие же соглашения заключат с угледобывающими территориями Восточной Сибири, сейчас рассматривается. Как и применение других мер. В том числе предложено законодательно закрепить приоритет использования инновационных вагонов большей грузоподъемности на Восточном полигоне (это увеличит его пропускную способность), а еще перенести на более ранний срок электрификацию участков БАМа и Транссиба (что уменьшит стоимость перевозок и прибавит провозной мощности).

В Кузбассе с угольщиками обсудили не только меры, которые могут быть предприняты для сохранения отрасли, но и их эффективность. Обратная связь, подытожил Илья Середюк, нужна для того, чтобы скорректировать антикризисную программу действий.

Прямая речь

Сергей Цивилев, министр энергетики РФ:

- К сожалению, сейчас нам приходится все делать в ручном режиме. Важно пройти 2025 год, ни в коем случае не потеряв людей. Если мы потеряем трудовые коллективы, то восстановить их будет крайне сложно и очень дорого. Я уж не говорю про остановленные предприятия. Спасибо кузбасским угольщикам за то, что выполняют обязательства по откачке воды из когда-то затопленных шахт. И если закрытия предприятий будут продолжаться, то воды откачивать придется еще больше. Потому основная наша задача - чтобы предприятия работали, а люди оставались на местах.