Первая - СП-41. Ее бессменным начальником (а дрейф продлился 20 месяцев) был Кирилл Фильчук. Он принимал участие и в подготовке СП-42, развертывании лагеря на льдине. "РГ" спросила полярника, бывавшего и на верхушке планеты, и наоборот - в Антарктике, на станции Восток, о том, насколько стремительно исчезают льды в Арктике и о работе дрейфующих.
Кирилл Фильчук: Уменьшение ледяного покрова идет неравномерно. Нельзя сказать, что процесс линейный, скорее - волнообразный. Во времена Папанина льдины толщиной 3-4 метра были нормой, сейчас хорошо, если метровую найдем. Резкие перемены в состоянии льдов начались с 2000-х годов, и абсолютный минимум был в 2007-м (площадь ледяного покрова для летнего периода в Северном Ледовитом океане и арктических морях сократилась на 40 процентов относительно средней многолетней). Но дальнейшего резкого уменьшения, как боялись некоторые, не произошло. Сомневаюсь, что в ближайшие 50-100 лет Арктика полностью освободится ото льда. А больший период отсутствия льда упростит навигацию.
Значит, сможем отказаться от ледоколов?
Кирилл Фильчук: Согласен с мнением Владимира Иванова, заместителя начальника по науке СП-42, что в обозримом будущем - точно нет. В качестве аргумента он приводит ледовый минимум 2007 года. Казалось бы, льда мало, все хорошо. Но на трассе СМП есть так называемые бутылочные горлышки - например, пролив Вилькицкого, соединяющий моря Карское и Лаптевых. Пролив был круглогодично забит льдом. Без ледокола по нему не пройти.
Будет ли актуален в случае, если летом Центральная Арктика станет безледной, новый формат дрейфующих станций? Вмораживаться будет не во что.
Кирилл Фильчук: Не будет льда - судно будет находиться на открытой воде, будут проводиться исследования только с борта. Появится подходящая льдина - пришвартуется.
Если же начнется резкое похолодание (некоторые ученые говорят об этом), появятся льды, как во времена Папанина, возможно, задумаются о возвращении к старому формату дрейфующей (ледовый лагерь). Но не вижу смысла. Использование судна, во-первых, обеспечивает достаточную безопасность (при расколах льдины можно быстро поднять на борт людей и оборудование), во-вторых, хорошие условия для жизни и работы. В-третьих, значительно расширяет возможности для исследований с использованием современного оборудования, в том числе тяжелого, с помощью которого, например, можно брать пробы грунта со дна океана (а это и пятикилометровые глубины).
Кстати, на СП-41 брали обученного пса, имеющего опыт общения с медведями. На СП-42 "в штате" его нет. Почему?
Кирилл Фильчук: Его избаловали. Женская часть экспедиции кормила его вкусностями, гладила. Результат - потеря бдительности. Выходишь на палубу: пес спит, а за кормой - медвежьи следы. Даже гавкнуть не соизволил.
Тяжело переживать на полюсах планеты полярную ночь?
Кирилл Фильчук: Я вырос на Севере и привык, что каждую зиму она наступает. В целом отсутствие солнца действует деморализующе, но вполне можно адаптироваться. Тем более при новом формате дрейфующей: ты много времени находишься в тепле, уюте и даже при компьютере.
На СП-41, СП-42 впервые в истории дрейфующих взяли и представительниц прекрасного пола. Как это повлияло на коллектив?
Кирилл Фильчук: На традиционные СП (формат ледового лагеря) женщин не брали. Почему? Крайне тяжелые условия. А в хороших условиях, с проживанием на судне - почему бы и нет? Примерно четверть научного состава - дамы. Облагораживают коллектив.
Какие традиции, сложившиеся на СП-41, были переданы СП-42?
Кирилл Фильчук: Официально мы их не передавали. Но в составе СП-42 есть люди с СП-41, а принять или нет - решает СП-42.
Мы отмечали Новый год, 8 Марта, 9 Мая и прочее. Например, на 8 Марта устроили конкурс красоты, каждой даме вручили по короне из оргстекла, изготовленной в судовой мастерской.
На 9 Мая запустили аэрологический шар, на котором написали поздравление с Днем Победы, был салют из ракетниц. Лепили снеговиков 12 июня. На дни рождения дарили самодельные подарки. Дамам дарили, например, "духи" - пробирки с водой, поднятой почти с пятикилометровой глубины Северного Ледовитого.
Есть традиция, которую хотелось бы сохранить: отметки точек суточного дрейфа на большой карте в конференц-зале судна.
Этот номер "Российской газеты" будет передан на дрейфующую станцию СП-42. Как? С ротацией. В третьей декаде марта планируется ротация части состава экспедиции. Она будет логистически очень сложной, с помощью авиации, с пересадками. Но другого варианта нет.
Полярники на протяжении почти шести месяцев не имели возможности получать свежую прессу. Так что газета придется очень кстати.